Давно уже обращаю внимание на парадоксальную ситуацию. В официальных российских СМИ Украина предстает эдаким тотально русофобским, фашистским государством, где кровавые каратели всячески притесняют русских людей, запрещают русский язык и проводят безжалостную украинизацию. В то же время о дружественном Казахстане, который является партнером РФ по Таможенному союзу, либо хорошо, либо ничего. Хотя там с русским миром борются давно, системно и гораздо более эффективно, чем в Украине.
Налицо двойные стандарты. Когда в Украине запрещают какую-то пророссийскую организацию или судят сепаратиста, в России поднимается крик — хунта, каратели, фашисты. Когда же какого-то любителя «русского мира» отправляют за решетку в Казахстане — самые отчаянные русские националисты морозятся и стыдливо молчат. Никто не поливает грязью Назарбаева, не кричит о «разделенном русском народе» и не бросается в Казахстан на акции протеста.
Ситуация с сепаратизмом в Казахстане отчасти напоминает украинскую. В северных областях этого государства высока доля неказахского населения. В отдельных областях количество русских в несколько раз превышает количество казахов. По этой причине с самых первых лет независимости Казахстана в северных районах стали появляться различные силы, которые выступали за отделение русских областей, создание «Южно-Сибирской республики» и присоединение к России. Вот только если в Украине с такими организациями никто никогда всерьез не боролся, то в Казахстане их деятельность пресекалась очень жестко.
В начале 1990-х русское население в Казахстане бунтовало достаточно активно. В авангарде протестов выступали казачьи организации. К примеру, в Уральске в 1990-91 годах происходили события, весьма напоминавшие «русскую весну» 2014 года в Донбассе. В этом городе на западе Казахстана в то время пытались поднять восстание местные уральские казаки, которые требовали признать недействительной передачу Уральской области в состав Казахстана в 1920 году и вернуть ее в состав России. Долгое время противостояние между казахами и русскими протекало в скрытой форме, однако в сентябре 1991 года дошло до уличных столкновений. Тогда казахи разогнали съезд казаков и одержали победу.
Конечно, Казахстан — авторитарная страна, и поэтому слепо повторять ее опыт в Украине бессмысленно и вредно. Но в целом, нам стоит поучиться у казахов отношению к вопросам национальной безопасности своей страны. Имея схожие проблемы с пророссийским сепаратизмом в отдельных регионах, казахи стали планомерно их решать, а украинцы — закрыли на них глаза. Тот же Крым был фактически уже потерян в 1994 году после бунта Мешкова, и только слабость России и нежелание Ельцина вмешиваться в дела Украины, оттянули аннексию на 20 лет.
Сепаратистские организации в Украине всегда цвели буйным цветом, спокойно получали финансирование из России и открыто призывали к ликвидации украинского суверенитета. Результат такого подхода мы имели возможность наблюдать в 2014 году. Сейчас ситуация немного улучшилась, но за это уплачено слишком дорогой ценой. К тому же угроза рецидива сепаратизма на юго-востоке все еще сохраняется. Совершенно очевидно, что с сепаратизмом нужно бороться. Причем, не хаотично и показушно, а продуманно и системно. Но это уже тема для отдельной статьи.
Автор: Денис Казанский