«Магазин готового бизнеса как отдельное направление деятельности мы выделили только в марте 2009 года, — рассказывает Василий Пашко, директор львовской компании «Західсервіс», ранее специализировавшейся исключительно на покупке и продаже коммерческой недвижимости. — К этому подтолкнуло растущее количество запросов от потенциальных клиентов».
Текст: Елена СТРУК, Контракты
В 2009 году заявок на покупку и продажу готового бизнеса поступает действительно больше, но вот на объеме сделок это пока не отразилось. Покупатели ждут дальнейшего снижения цен, а продавцы все еще надеются продать свои предприятия дорого, хотя все чаще собственники вынуждены идти на уступки. «В 2008 году к нам обратился клиент с просьбой найти покупателя на предприятие, которое он оценил в $16 млн. В начале 2009-го бизнесмен уже был готов продать объект за $8 млн, а спустя полгода и эту цену снизил вдвое», — поведал брокер одного из агентств по продаже готового бизнеса. Ценники становятся все привлекательнее. «Осенью накопленные предложения магазинов готового бизнеса выстрелят сделками», — прогнозируют брокеры.
Магазин магазинов
Магазин, в котором можно купить готовый бизнес, — это прежде всего сайт-витрина, куда попадают предложения о продаже предприятий. В то же время он существенно отличается от обычной доски объявлений. Специалисты агентства готового бизнеса (брокеры) не только ведут поиск покупателей или продавцов, но и оценивают бизнес, согласовывают схему продажи актива, юридически оформляют сделку. «Часто объекты, с которыми мы работаем, не подготовлены к продаже, поэтому в качестве дополнительных услуг брокеры проводят предпродажную подготовку предприятий, которая может сопровождаться даже реструктуризацией», — объясняет директор департамента бизнес-брокериджа компании «Соломон-груп» Юлия Веретельникова.
Мелкие и средние предприниматели убедились, что во время кризиса продать бизнес самостоятельно, разместив объявление в интернете, практические нереально. Покупатели, которые теперь с большой осторожностью тратят ресурсы, недоверчиво относятся к таким частным предложениям. Поэтому продавцы все чаще обращаются к посредникам. Услуги брокеров обходятся в 1–10% стоимости сделки, причем чем мельче бизнес, тем выше процент вознаграждения. К примеру, при продаже предприятия стоимостью $100 тыс. консультанты, скорее всего, попросят максимальную комиссию — 10%.
Число предложений в базе бизнес-брокера отражает схему его работы с клиентами. Некоторые консультанты не гонятся за количеством, пополняя свою базу только крупными предприятиями стоимостью от $1 млн. Такие брокеры работают целенаправленно по конкретному заказу продавца или покупателя. Если говорить о крупных сделках, то часто сам продавец не готов предавать огласке решение о продаже предприятия. Да и покупатели иногда не желают афишировать свою готовность инвестировать, поэтому в интернете таких предложений не найти.
Малый бизнес — массовый продукт, поэтому брокеры, специализирующиеся на мелких и средних сделках, работают по иным законам, накапливая огромные базы предложений. В магазинах готового бизнеса можно найти не одну тысячу заявок на продажу. Попасть в базу таких брокеров несложно — достаточно заполнить соответствующую анкету на сайте компании. Некоторые немногие консультанты проверяют каждое поступившее предложение. «Магазины готового бизнеса, как правило, сродни базару. Каждый, кто купил себе место, может предлагать товар любого качества», — говорит Юлия Веретельникова.
При таком отборе брокеры занимаются лишь небольшой частью заявок. «Интерес представляют 5–10% объектов», — рассказывает Василий Пашко. Именно с ними консультанты и работают, занимаясь поиском покупателей, юридическим оформлением сделок, подготовкой бизнеса к продаже, его оценкой.
Продажный ассортимент
Из-за кризиса количество заявок на продажу бизнеса постоянно растет. Рынок пополняется новыми объектами благодаря собственникам, спешащими обналичить активы и переждать кризис. Другие предприниматели, избавляющиеся от своих предприятий, хотят таким образом переориентировать инвестиции из стагнирующих (в результате экономического спада рынков) в более устойчивые к кризису сегменты. Объекты, которые они выставляют на продажу, как правило, находятся уже в плачевном состоянии, а потому их можно приобрести по низкой цене. По данным компании «Новое Дело», первое место по числу предложений занимают небольшие магазины, которые в условиях кризиса не могут конкурировать с супер- и гипермаркетами. В общем объеме предложений на розничные точки приходится около 30%. Волной кризиса вынесло на рынок мини-заводы по производству стройматериалов, которые в структуре предложений занимают 20%. Еще две многочисленные группы объектов — фирмы сферы услуг и предприятия автобизнеса (СТО, автомойки, АЗС и т. д.).
Как утверждают брокеры, покупателей за время кризиса тоже меньше не стало. В последнее время активизировались покупатели, стремящиеся приобрести любой высокодоходный бизнес. При этом они не всегда знают, в какой именно сектор хотели бы вложить средства. Такие инвесторы могут месяцами изучать предложения, но в большинстве случаев так и не решатся на покупку. К брокерам часто обращаются бизнесмены с намерением приобрести небольшие фирмы до $100 тыс. — салоны красоты, кафе, автомойки, СТО — понятные и простые на их взгляд бизнесы. Как правило, это наемные менеджеры среднего звена или предприниматели, стремящиеся приобрести дело для близких людей.
Следующая категория — опытные бизнесмены, желающие расширить свое дело или закрепиться в определенном регионе, используя кризисные возможности. Такие покупатели акцентируют внимание на приемлемой цене актива, не углубляясь в его финансовое состояние. Если это, к примеру, завод по производству минеральной воды, то главное, чтобы на предприятии была производственная линия, собственная скважина.
«Кризис отрезвил многих инвесторов, они стали избирательными, — говорит Юлия Веретельникова. — Их привлекают инвестиции, которые окупятся в течение трех лет, за редким исключением — в течение пяти лет». Проекты с более длительной окупаемостью нынешних покупателей больше не прельщают. В условиях кризиса предприниматели рассчитывают на рентабельность не менее 30%. Но таких предложений мало, поэтому и сделок практически нет.
Подешевевшие активы
Ожидание дальнейшего снижения цен на готовый бизнес — еще одна причина отсутствия продаж. «До конца года объекты должны подешеветь и работы у брокеров прибавится», — прогнозирует Василий Пашко.
Пока же дешевеют предприятия из секторов, наиболее пострадавших от кризиса, особенно в сфере производства (будь то выпуск стройматериалов или изготовление мебели). Заведения, которые до рецессии приносили доход (к примеру, рестораны, кафе), но в кризис оказались убыточными, подешевели на 10–30% — в зависимости от падения объемов их доходов и прибыли. Привлекательные цены показывают и компании, не успевшие до кризиса выйти на самоокупаемость.
Но главный объект охоты — предприятия, обремененные долгами. Собственники, которые уже сейчас не справляются с возвратом займов или которым через три-четыре месяца предстоит выплачивать тело кредита, готовы идти на серьезные ценовые уступки. «Для того чтобы купить проблемный бизнес, достаточно иметь финансовые возможности для обслуживания его долгов. По сути, речь идет о безденежных сделках, в ходе которых корпоративные права приобретаются за условную гривню, а сама сделка — это перевод кредита с одного собственника на другого. Решиться на такую покупку психологически легче, ведь для ее финансирования не приходится извлекать средства из оборота», — объясняет Юлия Веретельникова.
Объемы инвестиций, которые покупатели готовы вкладывать в покупку объектов, уменьшились — продажи сместились в более низкий ценовой сегмент. На рынок вышли мелкие инвесторы с капиталом в $50 тыс.
Проблемы оценки
Продавцам бизнеса всегда сложно определить его реальную стоимость. Традиционные схемы по оценке уже не работают, и брокерам трудно убедить собственников назначить цену, которая бы смогла привлечь покупателей. В итоге стоимость бизнеса, указанная в предложениях продавцов, как правило, неадекватна.
«Есть две категории продавцов. Одни предприниматели просто вынуждены идти на уступки, другие настаивают на своих цифрах во что бы то ни стало. Мы, как правило, не беремся за продажу объектов, владельцы которых не готовы на переговоры в части параметров сделки», — рассказывает Юлия Веретельникова.
До кризиса магазины готового бизнеса пользовались тремя методами оценки предприятий. Самым популярным был сравнительный метод, когда цена устанавливалась на основе стоимости аналогичных сделок. Кроме того, консультанты оценивали бизнес, анализируя его доходы или стоимость активов (целостного имущественного комплекса). Сейчас, если цену невозможно определить доходным методом, приходится прибегать к миксу: оценивать активы и делать пессимистический прогноз о будущих доходах.
Действующие компании, генерирующие прибыль, редко появляются в продаже. «Объекты, с которыми собственники готовы расстаться, в большей степени обладают свойствами неких активов. Лишь при реализации определенных программ они в будущем смогут приносить адекватную прибыль», — полагает заместитель директора компании «Агентство готового бизнеса» Роман Халабаджах. Покупатели так и воспринимают эти объекты, требуя соответствующую цену. Продавцам же трудно смириться с тем, что их бизнес рассматривают и оценивают просто как имущественный комплекс.