Контракты.ua

3862  —  05.05.17
Ryanair: как полетать лоукостом за 7 евро
Ryanair: как полетать лоукостом за 7 евро

Ещё раз о Ryanair в Украине. Вчера меня спросили, почему по моему мнению цены лоукоста на украинском направлении значительно выше, чем ожидали украинцы, и когда можно надеятся на билеты по знаменитые 7 евро.


Сразу скажу, внизу мое оценочное мнение, как эксперта, а не какой-то инсайд.
Во-первых, надо понять, как в Польше (или другой западной стране) появляются такие цены от 7 евро, тогда как согласно презентации авиакомпании себестоимость средней перевозки у неё выше 32 евро, при средней цене билета 42 евро (презентацию можно найти на сайте Ryanair).
Ryanair традиционно работает в аэропортах Европы на особых условиях. Оставим вопрос прямых дотаций - сейчас в ЕС они практически запрещены, вернее очень ограничены. Возьмём ситуацию проще: лоукостер приходит в забитый провинциальный аэропорт X-бург, с минимальным существующим пассажиропотоком или без оного и обязуется перевести за год 500 тысяч пассажиров. За это аэропорт обещает авиакомпании скидку на обслуживание 90% с 10 до 1 евро (цены условные, порядок цен реальный). Но, в случае невыполнения обязательства по пассажиропотоку, авиакомпания будет обязана заплатить полную плату по обслуживанию за всех пассажиров. То есть, перевезя 500 тыс человек, лоукост заплатит 500 тысяч евро, а за 480 тысяч пассажиров - 4,8 миллиона евро!
Авиакомпания продаёт билеты с большой глубиной - продажи открыты на год вперед. И уже в марте-апреле, максимум в мае - лоукостер видит динамику и знает, выполнит ли он обязательства по пассажиропотоку перед аэропортом. Если нет, допустим не хватает тысяч 50 пассажиров, аэропорт попадает в список аукционных на очередную распродажу Ryanair - и так появляются билеты по условным 7 евро. Что, напомню, примерно на 25 евро дешевле себестоимости. Билеты мгновенно раскупают любители шары и просто счастливые пассажиры, которым подходят даты. Это несёт авиакомпании 1, 250 млн евро убытка. Но напомню, она по итогу навигации получит в данном аэропорту скидку 4,5 млн евро. 4,5 минус 1,25 равно 3,25 млн евро чистого плюса в данном аэропорту, и все счастливы, все получили, что хотели. Но в Украине эта схема работать не будет, так как в отличии от подавляющего большинства стран, Украина запустила Ryanair в 2 центральных и  естественно дорогих аэропорта. Из которых и так существуют устоявшийся серьезный поток и которые не надо поднимать с 0, как, допустим, предлагаемый мною Житомир, Белая Церковь или Тернополь с Ровно. И у Ryanair тут (Львов/Киев) - смехотворные обязательства: по 150 тысяч пассажиров за год (чуть больше, чем МАУ перевозит пассажиров в Борисполе за ...неделю!), причём в случае их невыполнения никаких санкций не прописано (то есть никто не заставит лоукостер вернуть полученную скидку).
Вот почему я считаю, что лоукостер запущенный не из центральных, а глубоко провинциальных, но околостоличных аэропортов - будет выгоден не только им, но и пассажирам! И вот почему считаю позицию министра Омеляна глубоко ошибочной изначально. Особенно по Киеву.
Ну и ещё 2 объективных обстоятельства:
1. Из аэропортов Украины примерно на 1 (Львов)-2 (Борисполь) часа лету дальше до любого западноевропейского аэропорта, чем из польских конкурентов. (Скандинавские исключения тут не рассматриваем. )
Дальше летишь - больше расходов - выше себестоимость и, соответственно, цена билета.
2. Все польские аэропорты, как и прочие восточноевропейские, полностью отреставрированные, обладают новыми терминалами, взлетно-посадочными полосами, башнями и осветительной-навигационным оборудованием, в среднем на 50% продотированным из бюджетов ЕС. Ну и ещё, строительство 15 провинциальных новых терминалов аэропортов Польши (все, кроме Шопена) вместе стоили дешевле, чем один Львовский или Донецкий, про Бориспольский вообще молчу. У них изначально себестоимость обслуживания меньше в разы, так как затраты были меньше - порой на порядок!
3. Да, и кто там смеялся, что аэропорт Варшава Шопен сейчас обанкротится из-за полётов Ryanair. Для справки, ирландский лоукостер летает из этого аэропорта только в 3 региональных польских аэропорта (Вроцлав, Щечин, Гданьск), дотации таких рейсов официально разрешены регламентом ЕС. Все прочие рейсы Ryanair выполняет из военного аэропорта Warszawa Modlin в 40 км от Варшавы, (Шопена, если кто не знает, находится в черте города).
P.S. Сейчас мониторинг, а не инсайд:
Ну и дешевых билетов на сайте компании пока полно. А если 30-40 euro за билет осенью в одну сторону в Лондон или Стокгольм вам дорого, то как вы собираетесь там из аэропорта в центр доехать - пешком далеко будет.
P.S.s. И ещё, считаю ли я лоукостер и, в частности Ryanair, благом для Украины - однозначно да. Но, так же как спички требуют серьезного обращения, чтобы не сжечь дом, так и лоукостер требует ответственности, в первую очередь от профильных чиновников и политиков.
Автор: Александр Ланецкий

Статьи по теме
Wizz Air запустить 26 нових рейсів з чотирьох міст України
Wizz Air запустить 26 нових рейсів з чотирьох міст України

Угорська бюджетна авіакомпанія Wizz Air планує розмістити в Україні ще сім своїх літаків, збільшивши їх загальну кількість з чотирьох до одинадцяти.
13.10.21 — 389

"Січ" серед зірок. Україна зібралася заробити на космосі

Про те, як отримати прибуток від космічних програм думає вже не тільки Ілон Маск і його компанія SpaceX. Всесвіт перестає бути місцем для обраних, незабаром туристичні подорожі навколо планети стануть таким же звичним явищем, як поїздки маршруткою. За це вже готові платити сотні тисяч доларів, як і за інші космічні товари. Наприклад, супутникові знімки. І тут Україна може позмагатися з іншими, маючи унікальні космічні технології.
08.06.21 — 1532

Група компаній «Петрус» судитиметься через наклеп в ЗМІ
Група компаній «Петрус» судитиметься через наклеп в ЗМІ

Особливості національного бізнесу, або Бий своїх, щоб світовий ринок жахався від усієї України
23.03.21 — 1662