За всеми перипетиями с американскими выборами, чудачествами Трампа и в тревогах о выборах французских мы как-то и не заметили, как подкрались бесконечные майские выходные, которые, глазом не успеешь моргнуть, перейдут в затяжной отпускной период. На носу – мертвый политический сезон, хотя и предыдущие месяцы сложно назвать живыми.
Это особенно ощущается на контрасте с прошлогодней весной. Тогда в бурных перепалках поменяли правительство, а Генпрокуратуру после Шокина возглавил Луценко. Ситуация складывалась скверно, и на это надо было как-то реагировать. По мнению подавляющего большинства опрошенных тогда украинцев, президент и правительство обеспечивали условия для обогащения олигархов и власть имущих (78,5% по данным КМИС), в президентском рейтинге Петра Порошенко обошла не только Тимошенко, но и Ляшко оказался впереди – 9,5% и 6,6% соответственно против 6,1% у президента (данные на май 2016 года).
Прошедший год должен был как-то положение выровнять, но этого не произошло. С горем пополам заработавшие антикоррупционные институты словно усилили ощущение пропасти, в которой мы находимся, а публикация электронных деклараций окончательно всех доконала. Несмотря на все рассказы и даже какие-то действия по раскрепощению предпринимательства, большинство представителей малого и среднего бизнеса (58%), как показало исследование USAID, по-прежнему считают государство преградой своей деятельности, а 28% и вовсе видят в нем врага.
Символом действующей власти стал глава Государственной фискальной службы Роман Насиров, сначала прикидывавшийся неживым под знаменитым одеялом, а потом внезапно оживший и рассказавший, как его жене, собравшей залог в 100 миллионов, тяжело жить без денег, а одеяло и вовсе ему подкинули. Президент просто исчез из публичного пространства, став недосягаемым для журналистов, а социологические центры перестали с начала года публиковать рейтинги, видимо, руководствуясь запретом заказчиков, не пожелавших, чтобы ЭТО видели люди. Да люди и так догадываются. Тем не менее, решено было ничего не менять.
То есть никто, конечно, ничего не решал, не было никакого мозгового штурма, в результате которого кто-то пришел к выводу оставить все как есть. Просто процессы вошли в стадию унылой тянучки, окончательно обозначив отсутствие воли руководства что-либо существенно менять. Как на тихой волне при тотальном народном недоверии пройти новый избирательный цикл никто не знает, но, видно, какие-то надежды живут. Очень хотелось бы услышать, какие основания под них подводятся и верят ли в них те, кто эти основания подводит. Есть еще один несложный вопрос: если с таким трудом дается первый срок, зачем мучиться со вторым? Ну вот правда?
Сейчас Украина с грустью и пониманием прощается с многолетним доминированием братьев Кличко в мировом боксе. Оглядываясь на последний бой Владимира и рекордное число других его матчей, нельзя не отдать должное безукоризненной технике великого чемпиона. Однако ему всегда не хватало одной вещи, которая отличала тех, кому удавалось его победить: безудержности. Боксер словно перестает быть собой, человеком с нервами, страхами, усталостью и болью, а превращается в инструмент внешней стихийной силы, бросающей вперед. Нет, это не гарантирует победу, но не оставляет сомнений, что ради нее было отдано все.
Оставив в стороне другие бесчисленные недостатки украинской власти, слишком человеческие, порой непозволительно человеческие, в том числе отсутствие элементарной техники управления, отметим просто катастрофическое отсутствие безудержности. Как же они озабочены собою и себя берегут! Но, в отличие от спорта, это означает, что они не берегут страну.
Выпьем за новых бойцов, которые обязательно появятся и порадуют нас удивительными победами. Можно остановить отдельных людей, жизнь не остановишь.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец