Привычка делать спонтанные покупки уничтожила не один личный и семейный бюджет.
Как же справиться с желанием обладать благом прямо сейчас, особенно когда в кошельке осталось или на роскошное «сегодня», или на приемлемый «месяц до следующей зарплаты». Новостной портал Информбюро узнал, что говорят по этому поводу психологи.
Владимир Стеблянко, Президент ассоциации психологов РК и постоянный эксперт портала Informburo, поясняет возрастающую потребность людей в материальных благах отсутствием любви как наиболее мощного источника энергии, и компенсаторной деятельностью на этом фоне.
Речь идет о подмене приоритетов — вместо любви, семьи, детей и друзей люди зачастую выбирают шопинг:
Все это, умноженное на грамотную работу маркетологов, ведет к культу вещей и постоянной потребности добирать энергию из системы «визуальное определение — желание получить — предвкушение — обладание». Энергию человек получает как раз на этапе «предвкушение», а не «обладание». Ведь все замечали, что купив что-то очень желаемое, потихонечку начинаешь хотеть следующее. Если систему не сломать и не подойти к проблеме рассудительно, то жизнь так и будет выглядеть в виде скачков от «следующего» к «следующему».
Как же научить детей быть финансово грамотными?
Владимир Стеблянко рекомендует начать с введения понятия личного бюджета ребенка, который он сможет потратить на то, что посчитает нужным. Здесь важно не отговаривать, не запрещать, дать возможность самому принимать решение, ошибаться и делать невыгодные капиталовложения — на ошибках учатся. Еще важно научить принимать свои ошибки спокойно и не оценивать себя как личность по этому фактору.
Позиция многих родителей «дать ребенку все, чего самому не хватало в детстве» заведомо проигрышная. Так дитя можно научить только эффективному потреблению. Давайте детям самое необходимое. Давайте в меру. Показывайте положительный пример: никогда не делайте спонтанных дорогостоящих покупок. Берите с собой в магазин список и следуйте ему. Так дети научатся планированию.
Некоторые специалисты по развитию рекомендуют научить детей составлять списки желаний, из которых каждый месяц обсуждается и покупается, например, одна игрушка или гаджет. Что это будет, пусть определит ребенок. Так он, с одной стороны, научится выставлять приоритеты, а с другой, получит свою дозу энергии от «предвкушения» покупки.