В Украине появляются новые банки, страховые компании и компании по управлению активами: за последний год в стране зарегистрировано 9 банков, 18 СК и более двух десятков КУА.
Текст: Виктория РУДЕНКО, Контракты
Параллельно выставлены на продажу многие финорганизации, однако покупатели не желают платить за эти активы. Силен стереотип: хороший, качественный и прибыльный бизнес в кризис не продается, а если актив выставлен на продажу, значит, дела страховой компании или финучреждения плохи. «Сегодня создание банка с нуля предпочтительнее покупки финучреждения, работавшего на рынке хотя бы пару лет», — утверждает предправления новосозданного Авант-банка Анатолий Дробязко.
По мнению менеджеров банков-новичков, у рожденных в кризис есть вполне конкретные преимущества перед более опытными игроками. Во-первых, новички не имеют портфелей плохих активов, а во-вторых, они не перегружены иностранными и внутренними долгами, как другие участники финансового рынка.
При этом новые страховые компании уже не могут работать по принципу финансовых пирамид: до кризиса многие СК платили возмещения по страховкам не из резервов, а из новых премий, ведь рынок рос бурными темпами, и объем полученных от страхователей бонусов перекрывал расходы СК. Теперь же рынок сжимается, и страховые компании могут возмещать потери клиентам только из собственных резервов.
Для привлечения страхователей новички финрынка вынуждены придумывать и внедрять принципиально новые стратегии развития. К примеру, Златобанк, созданный в мае прошлого года, занимается исключительно обслуживанием VIP-клиентов. Многие украинские банки предоставляют услугу VIP-банкинга, однако специализированных учреждений, сотрудничающих только с обеспеченными физлицами, до создания этого банка в Украине не было. На таких клиентов рассчитывает и страховая компания «Наста» (открылась летом прошлого года): в отличие от многих других страховщиков, активно демпингующих ради привлечения заказчиков, эта СК взимает высокие тарифы по страховым полисам и страхует только автомобили среднего ценового сегмента и выше. СК «Экспресс-страхование» (начала работу в ноябре 2008-го) продает полисы исключительно в автосалонах УкрАВТО, внешних агентских сетях и через агентов-физлиц, экономя таким образом на развитии собственной филиальной сети.
Впрочем, несмотря на следование новым тенденциям в стратегии развития, кризис негативно сказался на новых игроках финансового рынка. Главная проблема как старых, так и новых страховых компаний — резкое сокращение страхового рынка вследствие приостановки банковского кредитования. По оценкам экспертов, с начала года страховой рынок сократился на 25–30%. Многие клиенты СК отказываются от услуги страхования: доходы населения и компаний резко снизились. К тому же старые игроки рынка часто нарушают свои обязательства: возмещают ущерб с задержками или отказываются платить, что тем более снижает спрос на страховые продукты.
Похожая ситуация в банковском сегманте. С октября 2008-го объем средств физ- и юрлиц в банковской системе уменьшился на 15,6%, или на 63 млрд грн. Банкам-новичкам, равно как и более опытным учреждениям, сложно привлекать деньги населения. «В последние месяцы ситуация на банковском рынке стабилизировалась, оттока депозитов нет. Тем не менее суммы, изъятые из банковской системы в IV квартале 2008 года, вернутся в финучреждения не раньше чем в 2010-м»,
— прогнозирует начальник кредитного управления ИНГ Банка Алексей Мостовой. При этом НБУ не предоставляет рефинансирование структурам моложе одного года, поэтому новосозданным банкам приходится работать либо за счет собственных средств, либо межбанковских кредитов (причем последние в большом дефиците).
Ожидали роста
Есть среди новичков и компании, открывшиеся как бы по инерции: слишком долго готовились к выходу на рынок. В 2006–2007 годах украинский финансовый рынок рос бурными темпами, кредитные портфели банков и премии страховщиков ежегодно увеличивались на 40–60%. Например, учредители Златобанка начали готовиться к созданию учреждения еще в 2007-м. По словам председателя правления банка Елены Якименко, уже в 2008 году было ясно, что кризиса не миновать, однако остановить создание банка было невозможно: средства в основание финучреждения вложены, механизм его регистрации был запущен. «Решение о создании страховой компании владелец СК «Экспресс-страхование» — корпорация «УкрАВТО» — приняла задолго до кризиса, когда экономическая ситуация в Украине еще была стабильной», — рассказывает директор СК «Экспресс-страхование» Александр Скрипник. По мнению предправления СК «Наста» Павла Литвина, сегодня создавать банк или страховую компанию имеет смысл лишь в том случае, если инвестор готов вложить в развитие актива не менее $20–25 млн. Причем часть этих денег новичок потратит на масштабную рекламную кампанию своих услуг, чтобы привлечь разочарованных в финансовых предложениях клиентов. Возврат инвестиций возможен только через три-пять лет после окончания кризиса.
Компании-однодневки
Во время кризиса нередко создаются «карманные» финучреждения, цель которых — обслуживание узкого круга физ- или юрлиц. Авант-банк, например, был основан группой физических лиц, также являющихся учредителями компании «Лоренс Групп» (занимается недвижимостью). В этой структуре даже не скрывают, что финучреждение является расчетным центром его собственников.
Участники финансового рынка признают, что некоторые банки создаются специально для вывода проблемных кредитных портфелей из уже действующих финорганизаций (такие структуры не имеют собственных интернет-сайтов, не размещают данные о себе в телефонных справочниках). Уровень проблемной задолженности во многих системных банках зашкаливает за 10–15%, и под такую задолженность они вынуждены формировать крупные резервы (от 1 млрд до 10 млрд грн). Решить проблему может «технический» банк, существующий только на бумаге и формально владеющий переведенными проблемными активами. При этом его капитал, предусмотренный нормативами НБУ (EUR10 млн на создаваемое финучреждение), позднее можно вывести, например, выдав кредиты аффилированным с банком лицам.
Хитрят и на страховом рынке. «Сегодня зарегистрировано более 450 СК, однако реально действующих не более 150, — рассказывает предправления одной из страховых компаний. — СК все чаще создаются для минимизации налогообложения». Страховщики платят только 3% налога с прибыли, в то время как большинство других предприятий экономики, не имеющих каких-либо налоговых льгот, — 25%. Поэтому компании пользуются услугами аффилированных страховщиков, уменьшая таким образом налогооблагаемую базу. В апреле 2009-го Госфинуслуг даже предложила ввести мораторий на лицензирование новых СК в условиях кризиса, однако решение пока не принято.
С целью минимизации налогообложения открываются и компании по управлению активами. С лета 2008 года Госфинуслуг зарегистрировала более 20 КУА, большинство из которых управляют венчурными фондами. Так организаторы КУА уходят от налогообложения: венчурные фонды, большинство из которых предусмотрены на 20– 50 лет работы, рассчитываются с госбюджетом по налогам только после расформирования.