Юрий Бутусов: "Диверсионная группа противника в центре Киева совершила нападение на объявленного в розыск в России бывшего депутата Государственной Думы Дениса Вороненкова, получившего гражданство Украины. Это произошло недалеко от гостиницы "Премьер-палас" на бульваре Шевченко".
Вороненков погиб на месте. Офицер СБУ, который был в охране Вороненкова также был ранен, но успел открыть огонь и ранить киллера.
Вороненков старался передвигаться скрытно, по телефону старался не говорить. Как бывший сотрудник спецслужб прекрасно осознавал опасность, и принимал меры предосторожности. Он находился под круглосуточной охраной СБУ, его место жительства было секретом. вычислить маршрут его движения было очень непросто.
Вполне вероятно, что его выманили на встречу.
Очевидно, что организовать покушение и дерзкое нападение могли только спецслужбы РФ.
Убили Дениса Вороненкова исключительно из-за его политических взглядов и дачи показаний против режима Путина по делу Януковича. Бизнес-конфликтов у него в РФ не было. Я сделал первое его политическое интервью в Украине, в котором он разоблачал режим Путина, после которого его официальные власти РФ стали поносить и шельмовать, объявляли врагом народа, предателем. Он знал их всех он был человеком из системы. Не на высоком уровне, но в Госдуме он иногда общался и с нынешним главой Службы внешней разведки РФ Нарышкиным, и с помощником президента Путина Владиславом Сурковым, куратором "украинского вопроса".
Вороненков выступил свидетелем Генеральной прокуратуры в деле против Януковича, его показания имели большую ценность, его выступление на открытом процессе, который готовит Главная военная прокуратура стали бы событием:
"- Вы дали показания Генеральной прокуратуре Украины. Расскажите, о чем именно.
- Я бы не хотел рассказывать материалы предварительного следствия, но вкратце… Да, я дал показания по делу о государственной измене Януковича. Я посчитал это своим долгом, помочь своей стране и изобличить этого негодяя. Ранее судимого уголовника, предавшего свой народ, бежавшего и обратившегося с просьбой ввести войска другого государства для уничтожения своих граждан. Мое твердое убеждение, что все эти слова и действия нужно переводить в юридическую плоскость. И давать им правовую оценку. Янукович - марионетка. Он подписал сам отречение, и его обращение ввести российские войска было незаконным. Вначале это обращение вообще писал крымский Аксенов. В России все секрет, но ничего не тайна. Потом в Кремле посчитали - кто такой Аксенов, если Янукович в России. И вот он пишет письмо президенту РФ о введении войск".
Он знал, что его могут убить за его интервью. Я сразу его об этом спросил.
"- В Киеве был совершен теракт, был убит бывший российский журналист Павел Шеремет, обстоятельства говорят, что он мог стать жертвой российских спецслужб. Вы не боитесь, что вы также сейчас являетесь потенциальной мишенью для российских террористов, и за вами могут устроить охоту?
- Нельзя недооценивать любые риски. Но я тоже подготовленный человек. И риск есть. Но риск в Киеве для меня не выше, чем в Москве. Я готов к риску.
- Чем бы Вы хотели заниматься в Украине?
- В первую очередь, конечно, я бы хотел быть полезным стране, со всем багажом знаний, который у меня имеется. В России сегодня такие, как я, не нужны. Я сейчас нахожусь в стадии переговоров. Сначала я получил гражданство, потому что не будучи гражданином страны, сложно претендовать на занятие каких-либо государственных должностей. Мне не нужны привилегии, я буду стараться найти свое место в жизни, как все. Понимаю, что будет тяжело, непросто. Но это и есть свобода. Человек всегда сам может сделать свой выбор. Я свой выбор сделал.
Хотел бы процитировать В. Маяковского:
"Я хотел быть понят своей страной,
А не буду понят – что ж …..
Над родной страной я пройду стороной,
Как проходит косой дождь…"
Денис Вороненков погиб, будучи гражданином Украины с 6 декабря 2016 года. Его поступок и его показания против Януковича имели важное значение для нашей страны. Незадолго до гибели мы говорили с Денисом, он благодарил за интервью, сказал, что не ожидал такого резонанса, а я ему сказал, чтобы он был осторожен, и не говорил ни с кем по телефону, потому что он сам еще недооценивает ту угрозу, которую его откровения - откровения человека из системы, представляют для путинского режима.
Последнее сообщение Денис Вороненков написал мне сегодня в 11.21 - переслал свое последнее интервью сайту "Гордон", написал: "На одном дыхании читается". Интервью называется:
"В России кричат, что нужно обменять меня на Сущенко, а если не получится - убить как Бандеру".
А через четыре минуты, в 11.25, сразу после отправки мне этого сообщения российский диверсант расстрелял Вороненкова в центре Киева. Об этом рассказал Илья Пономарев, еще один бывший депутат Госдумы и российский оппозиционер, на встречу с которым шел Вороненков,
Денис прекрасно понимал высокий уровень угрозы, но у него был характер. Он принял для себя решение идти до конца. Он мог сидеть себе в уютном комфортном месте, он был очень обеспеченным человеком, и здесь у нас никто на него не давил, наши власти не просили от него эти постоянные интервью, он мог все это не делать. Трудно представить, но ему это самому было интересно, он сам без всяких пресс-секретарей договаривался об интервью, сам готовился к ним, и наши спецслужбы не говорили ему, что делать. Вороненков многое в себе решил изменить и пересмотреть. Он, который много лет был частью системы, офицер путинских спецслужб, решил все изменить. В Федеральной службе контроля за оборотом наркотиков он был на должности начальника отдела внедрения в правоохранительные органы РФ. И очень многое знал о российской системе власти.
Если честно, я поверил ему почти сразу, после нашей второй встречи. Он не был похож на человека за которым гонятся. Он не был похож на амбициозного эпатажного деятеля, который хочет скандальной славы. Против него когда он уехал, не возбуждали уголовных дел. Дело возбудили на следующий день после интервью на "Цензоре".
Он вступил в противостояние со всей путинской системой, не будучи ей ранее врагом или открытым оппонентом.
Я его предупреждал несколько раз - говорил, что понимает ли он риски для себя и для семьи? Он всегда говорил, что выбор сделал. И что все наезды на него только укрепляют его решение продолжать выступления против Путина.
Как его вычислили? Он старался беречься, но все-таки сохранял коммуникации с внешним миром. Завел себе телефон, но говорил только по "вотс апу", переписывался активно в "фейсбуке".
В Киеве он хотел пойти на госслужбу. У него не было каких-то огромных амбиций, он не собирался делать политическую карьеру. Ондумал стать рядовым сотрудником Совета национальной безопасности и обороны Украины, как эксперт по России, и нет сомнений, что в этом качестве он мог бы принести много пользы Украине.
Он погиб как гражданин Украины, погиб как враг Путина, и его убийство, на мой взгляд, действительно можно поставить в один ряд с убийством в Киеве журналиста Павла Шереметы.
Автор: Юрий Бутусов