Контракти.ua

24499  —  22.01.08
Рынок, которого нет. Кто и как торгует землей в обход моратория
Рынок, которого нет. Кто и как торгует землей в обход моратория

В интервью губернатор Киевской области Вера Ульянченко рассказала том, что: 1) теневая торговля участками неискоренима 2) строительство новой окружной обойдется в 25 млрд грн 3) кое у кого придется отчуждать землю 4) ее мама сдает участок в аренду за копейки

Анна Сайченко, Вячеслав Дарпинянц, Контракты

Земля без воли

Когда в Украине будет легализован рынок земли?

— Я не идеалистка и осознаю, что необходимо прежде усовершенствовать законодательство, регламентирующее земельные отношения, и только после этого отменять мораторий на куплю-продажу участков сельскохозяйственного назначения. Думаю, президентская команда сделает все возможное, чтобы Верховная Рада как можно скорее рассмотрела соответствующий пакет законопроектов — о земельном кадастре, об оценке земли и т. д.

Уточните, пожалуйста, когда может быть отменен мораторий?

— Трудно сказать, поскольку базой аграрного производства в Украине являются арендные отношения: с одной стороны, за продление моратория выступает мощное аграрное лобби, с другой — волевое политическое решение неизбежно скажется на эффективности работы предприятий АПК. Хотя все понимают, рано или поздно эпоха арендных отношений закончится, а реальные собственники паев от этого только выиграют, поскольку получат возможность не только сдавать участки в аренду за копейки или натуральную оплату, но и продавать и закладывать землю. Рента таким образом, безусловно, вырастет, а сейчас, к примеру, даже моя мама сдает участок в Черниговской области за ничтожную плату.

А вы не предлагали арендатору платить вашей маме чуть больше?

— Я объясняла маме, что следует уважать свое конституционное право собственности, но она ко мне не прислушалась, ей интересно вести натуральное хозяйство... Вообще запрет торговать сельскохозяйственными участками и ограничение возможности их перевода в другие категории себя не оправдали — теневые схемы в 2007-м были, они есть сейчас и, наверное, будут в 2008-м. Хуже того, в условиях хаотичного рынка земли государство не в состоянии искоренить эти схемы.

То есть обладминистрация не в состоянии повлиять на районные власти, скупающие участки сельхозназначения и переводящие их в категорию под застройку с целью перепродажи?

— На глав районных администраций мы, безусловно, повлиять можем, есть определенные методы воздействия и на депутатов райсоветов, но такое влияние ситуативно, а значит — малоэффективно. Радует, правда, что бывшие колхозники не спешат продавать свои паи за гроши — динамика цен на вторичном рынке многих заставила задуматься о том, насколько недооценена земля на первичном. Но хотим мы того или нет, а участки сельскохозяйственного назначения переводят в другие категории и перепродают.

Иногда местные власти землю распаевывают узкими лентами, после чего скупают ее оптом, пользуясь тем, что отдельно взятые участки шириной в пять-семь метров практически неликвидны. Бывает, депутаты райсоветов отводят себе или подконтрольным структурам участки в центре территорий под промышленную застройку, пытаясь заработать на инвесторах и отпугивая их... В общем, мораторий следует отменить, его действие не упреждает злоупотребления, а лишь усугубляет ситуацию.

Отдельная тема — землеотводы иностранным инвесторам. Мы, к примеру, были готовы предоставить шведской компании IKEA участок под застройку площадью в 50 га в районе окружной, однако строительство торгово-развлекательного центра пришлось отложить, поскольку для реализации соответствующего проекта понадобились разрешения Кабмина и ВР. Кстати, потенциальным инвесторам и собственникам земельных участков вокруг Киева наверняка будет небезынтересно узнать, что уже утвержден проект строительства новой кольцевой. Во всяком случае, земля в пригородах уже начала дорожать в связи с этим.

Вокруг да около

Правда ли, что в процессе строительства окружной государство намерено отчуждать землю у физлиц?

— Да, но не так уж и много участков дороги, для строительства которых потребуется изъять землю у частников и выдать им соответствующие компенсации (землей или деньгами). И никто не намеревается отчуждать земельные участки, на которых уже построены здания... В любом случае, до начала отчуждения земли следует откорректировать соответствующий закон, хотя райадминистрации уведомлены о нежелательности операций купли-продажи земли в районах предполагаемого строительства окружной (плюс-минус 250 м от трассы). Перед принятием этого жесткого, но необходимого решения мы провели ряд семинаров и консультаций с руководством всех заинтересованных сельсоветов.

Какой именно механизм отчуждения земли предлагаете узаконить?

— Пока об этом говорить еще рано. Не исключено, что придется принять специальный закон, регламентирующий порядок строительства столичной окружной. В России, например, именно таким образом решили вопрос развития инфраструктуры в сочинских пригородах в связи с проведением XXII Олимпийских игр в 2014 году. Экспроприировать земельные участки мы, однозначно, не будем.

Можете назвать опорные точки новой окружной?

— В кольцо войдут Старые Петривци, Мощун, Микуличи, Любимовка, Княжичи, Глеваха, Дмитровичи, Плюты, Борисполь, Бровары, Пуховка, Новоселки. Мы планируем завершить строительство к 2015 году, смета проекта — около 25,3 млрд грн (не учитывая компенсации за отчуждение, а также косвенные потери в связи с вынужденным переносом инженерных коммуникаций и изменением категории земель сельхозназначения).

Откуда у Киевской обладминистрации более 25 млрд грн на реализацию проекта?

— Непосредственные заказчики проектно-сметных и строительных работ уже определены — Государственная служба автомобильных дорог Украины и ее областное подразделение. Также мы предложили президенту создать еще и специальную Дирекцию по обеспечению строительства, которая, с одной стороны, контролировала бы строительство, а с другой — решала бы все административные вопросы (в том числе компенсаций при отчуждении участков). В любом случае, мы осознаем, что выбить более 25 млрд грн из госбюджета не удастся и рассчитываем на приток инвестиций от крупных и средних бизнес-структур, заинтересованных в строительстве маркетов, автомобильных заправок, логистических и развлекательных центров вдоль окружной. Было бы неплохо, если бы парламент принял закон «О концессии» до начала реализации проекта.

Региональные расклады

Многие участки, к примеру, вдоль Житомирской и Одесской трасс, выделенные под промышленную застройку, не используются по назначению. Известно ли вам, что владельцы этих участков предлагают реальным инвесторам войти в долю?

— Вы подняли серьезную проблему, которую трудно оценить однозначно. С одной стороны, соответствующие участки недобросовестные инвесторы приобрели по бросовой цене еще во времена губернаторства моих предшественников. С другой — у нас нет практически никаких возможностей заставить собственников земли строить, а попытка изъять землю за нецелевое использование обернется грандиозным скандалом.

Пока мы выжидаем, давая понять, что терпение небесконечно, и нас понимают: к примеру, в Макаровском районе в 2007-м реализация крупных строительных проектов удвоила бюджетные поступления. Да и вообще власть не должна вести репрессивную экономическую политику и бизнес нужно мотивировать, а не стращать. Киевская облгосадминистрация ориентирована на то, чтобы все райцентры региона стали местами концентрации деловых элит.

Почему же, в таком случае, районные власти зачастую препятствуют организации производств на базе основных фондов бывших колхозов?

— Проблема двояка: с одной стороны, чиновники хотят, чтобы мотивировали лично их (это следует признать, и мы с этим боремся), с другой — в ряде случаев бизнесмены не хотят платить налоги по месту организации производств.

Разве не потому столичные бизнесмены не хотят регистрировать предприятия по месту организации производств, что они боятся произвола местных властей?

— Я могу согласиться с этим лишь отчасти, но могу и возразить: предприниматель интересен районным властям прежде всего как плательщик налогов и инвестор. Да, администрации должны заботиться об организации рабочих мест, однако это не означает, что бизнес может пользоваться дешевыми ресурсами регионов, выплачивая мизерные зарплаты местным жителям.

На самом деле есть более серьезная проблема: в ряде районных центров Киевской области (не говоря уже о других регионах Украины) бизнес просто не может зарегистрироваться — в населенных пунктах нет не только нотариусов, юристов, банков, но и соответствующих чиновников. Над развитием этой инфраструктуры районные власти должны работать в первую очередь. Область это стимулирует: в 2005-м районы получили финансовую поддержку в размере 62 млн грн, в 2006-м — 73,3 млн грн, а в 2007-м — 242,7 млн грн.

Мы также не всегда препятствуем отводу сельскохозяйственных угодий под промышленную застройку, если убеждены, что инвестор выполнит взятые на себя обязательства. В 2006-м добровольные взносы инвесторов на нужды области достигли 16 млн грн, эти средства мы направили на газификацию населенных пунктов, ремонт теплосетей, медучреждений и школ. В 2007 году инвестиционные взносы выросли до 94 млн грн, пятую часть которых мы потратили на реализацию комплексной программы «Освещение населенных пунктов» и других проектов. В общем, бизнесмены всегда найдут общий язык с местными властями, если не будут рассматривать соответствующие регионы как «дойных коров».

Вас часто можно встретить в кулуарах Секретариата президента. Какие вопросы вы обсуждаете с Виктором Ющенко?

— В том числе и проблему земельного моратория... О политике мы почти не говорим, зато часто президент интересуется социальной проблематикой, в частности, перспективами комплексной программы развития «Украинское село». Это не менее интересно и намного более полезно. Это раньше я принимала непосредственное участие в разработке графика главы государства, а сейчас меня как губернатора Киевской области контакты президента с олигархами интересуют прежде всего не столько с политической, сколько с гуманитарной и социальной точек зрения. Наверное, поэтому легко нахожу общий язык с людьми разных политических взглядов.


Карьера губернатора

2006 г. — председатель облгосадминистрации Киевской области

2005 г. — народный депутат, советник президента

2002 г. — заведующий секретариатом фракции «Наша Украина»

2000 г. — помощник премьер-министра Виктора Ющенко

1999 г. — начальник управления по организационным и кадровым вопросам Укрсоюзсервиса

1994 г. — декретный отпуск, проживает в США

1993 г. — помощник советника президента Леонида Кравчука, впоследствии — генеральный представитель Акционерной судоходной компании «Бласко» в Киеве

1992 г. — руководитель службы первого вице-премьера Валентина Симоненко

1991 г. — редактор редакционно-издательского отдела Секретариата Верховной Рады

1990 г. — инструктор идеологического отдела Радянского РК КПУ г. Киева

1987 г. — заместитель председателя Радянского райисполкома г. Киева

1981 г. — комсомольская работа в Радянском райкоме ЛКСМУ г. Киева

1980 г. — окончила филфак Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, преподаватель украинского языка и литературы профтехучилища № 4 г. Киева

1958 г. — родилась на Черниговщине  

 

Фото Романа Девятова

Статьи по теме
На Київщині натякнули, що на компенсації за пошкоджене житло можна чекати роками
На Київщині натякнули, що на компенсації за пошкоджене житло можна чекати роками

Майже три з половиною тисячі людей подали заявки на компенсацію державою зруйнованого житла на території Гостомельського району Київщини.
23.06 — 442

Вартість оренди житла в Києві впала на понад 45%: які ціни зараз
Вартість оренди житла в Києві впала на понад 45%: які ціни зараз

Ринок нерухомості у Києві обвалився сильніше, ніж у 2014 році.
15.06 — 587

Від трьох тисяч гривень: скільки коштує оренда квартири в Києві
Від трьох тисяч гривень: скільки коштує оренда квартири в Києві

Орендувати квартиру в Києві можна навіть за 3 тисячі гривень, а на найдорожчому Печерську пропозиції стартують від 4,7 тисячі гривень. Більшість оголошень розміщені від ріелторів, однак вони беруть невелику комісію.
08.06 — 721