В мае план по сбору средств в казну был снова выполнен. Но добиться выполнения плана оказалось возможным только за счет занижения его показателей. На самом деле доходы казны сократились. Сумма поступлений в общий и специальный фонды в мае уменьшилась на 5,6% (или 1 млрд грн) к апрелю. Финансовый план страны предусматривает, что за год в казну должно быть мобилизовано 238,9 млрд грн.
В мае план по сбору средств в казну был снова выполнен, отчиталось Госказначейство. За месяц в общий фонд госбюджета поступило 13,7 млрд грн, что на 0,1% выше ожидаемого уровня, а в специальный фонд — 3,4 млрд грн — на 46,1% больше запланированного.
Как и в предыдущие месяцы, добиться выполнения плана оказалось возможным только за счет занижения его показателей. На самом деле доходы казны сократились. Сумма поступлений в общий и специальный фонды в мае уменьшилась на 5,6% (или 1 млрд грн) к апрелю. Сокращение по сравнению с прошлым месяцем было зафиксировано впервые с марта. Кроме того, доходы бюджета все больше отстают от уровня минувшего года. Если в январе—апреле недобор налогов и других поступлений составлял около 4 млрд грн, то по итогам пяти месяцев он достиг 10 млрд грн (в январе—мае 2008-го в общий и специальный фонды госбюджета поступило, по данным Минфина, 89,3 млрд грн; за этот же период 2009-го, по предварительным данным Госказначейства, — 79,2 млрд грн).
Сокращение государственных доходов, помимо прочего, стало следствием ужесточения денежно-кредитной политики Национальным банком. Если в марте—апреле НБУ щедро финансировал правительство, выкупая государственные облигации (с 2 марта по 5 мая портфель ОВГЗ в собственности регулятора увеличился на 12,7 млрд грн), то в предыдущем месяце он перестал приобретать правительственные бумаги. Такие действия направлены на поддержку курса гривни — Нацбанк ограничивает рост денежной массы, чтобы уменьшить спрос на иностранную валюту. Ранее представители НБУ заявляли, что стабильный курс нацвалюты — главное условие стабилизации финансовой системы и возвращения доверия вкладчиков к банкам.
Политика НБУ принесла плоды. «В мае ликвидность банковской системы увеличилась. После стабилизации валютного курса и выделения кредита МВФ утихла паника, депозиты начали возвращаться в финансовую систему», — говорит Дмитрий Поддубный, исполнительный директор компании «Консалтинг и инвестиции». По словам аналитика инвесткомпании Dragon Capital Виталия Ваврищука, увеличение ликвидности объясняет резкое падение объема операций на рынке межбанковского кредитования при сохранении низких процентных ставок — потребность финучреждений в займах уменьшилась. В мае объем рынка межбанковского кредитного рынка рухнул на 39% по сравнению с апрелем — с 2,8 млрд грн до 1,7 млрд грн в среднем за день, при этом ставка по кредитам overnight снизилась с 3,9–4,1% годовых в начале мая до 2,3–3% годовых в конце месяца.
Если улучшение ликвидности приведет к тому, что банки начнут активнее кредитовать экономику, денежная масса будет постепенно расширяться. Поэтому решение НБУ приостановить процесс покупки ОВГЗ может быть связано со стремлением ограничить темпы роста денежной массы и устранить риск девальвации гривни.
Однако правительству не хватает денег. Финансовый план страны предусматривает, что за год в казну должно быть мобилизовано 238,9 млрд грн — на 7,8 млрд грн больше, чем в 2008-м, тогда как темпы сбора налогов в этом году существенно отстают от показателей минувшего года. Чтобы решить проблему дефицита средств, Кабмин задерживает возврат НДС экспортерам. По данным Секретариата президента, в январе—мае просроченный долг государства по НДС увеличился на 37,8% — до 4,092 млрд грн. Впрочем, этого недостаточно, и правительству приходится экономить. Кабмин не раскрывает структуру расходов госбюджета, но, по всей видимости, ему пока удается экономить за счет госинвестиций, направляя деньги на социальные расходы. Хотя доля капиталовложений в структуре бюджета невелика — за год на развитие планировалось направить всего 33,5 млрд грн, или 12,6% от расходов казны.
Пока Кабмин пытается решить проблему нехватки средств за счет привлечения внешних кредитов, в том числе от ЕС и России. Однако если получить займы не удастся, у правительства останется два варианта действий: либо продолжать сокращение госрасходов, либо добиваться от НБУ включения печатного станка.