Чем агрессивнее внешняя политика России, тем большую поддержку она имеет от собственного народа.
Это отмечают российские социологи, пишет украинская служба "Голоса Америки".
Как известно, рейтинг Владимира Путина, немного поколебавшись в сентябре, в конце октября снова возрос.
Согласно последнему опросу Левада-Центра, если бы выборы прошли в ближайшее воскресенье, среди тех, кто определился со своим политическим предпочтениям, рейтинг Путина составляет 87%.
Социологи связывают незначительное падение популярности Путина в сентябре с тем, что ситуация на востоке Украины несколько успокоилась и появилась надежда на нормализацию отношений России с Западом. Ведь чем агрессивнее внешняя политика российского государства, тем большую поддержку она имеет от собственного народа.
"Популярность Путина снижалась с августа-сентября 2008 года, когда она находилась на пике в 2008 в разгар войны с Грузией. Затем она падала до января этого года, когда была самая низкая точка его поддержки и популярности", - говорит директор Левада-Центра Лев Гудков.
Гудков объясняет высокий уровень поддержки Путина националистической эйфорией, в которой находится русский народ:
"Конкуренция подавлена. Цензура в СМИ очень жесткая. Дума оценивается в принципе крайне негативно, как полностью зависимый орган, зависящий, в первую очередь, от Путина, правительства. Скорее не как парламент, а как собрание отраслевых и региональных лоббистов. Манипулирование общественным мнением ведет к тому, что создается имитация массовой поддержки".
Когда ситуация обостряется, говорят в Левада-Центре, общество мобилизуется и поддержка власти растет. Сторонники Путина верят, что он поднимает Россию с колен, позволяет занять достойное место на мировой арене и противостоит агрессивной Запада, стремящегося делить сферы влияния несмотря на интересы России.
Санкции конечно наносят ущерб стране и способствуют самоизоляции, но эта отсталость не снизит поддержку Путина, заявил заместитель директора Левада-Центра Алексей Гражданкин в интервью изданию gazeta.ru.
Нынешняя ситуация, говорит он, работает на стабильность власти. Ведь сомнения у людей начинают появляться не когда все плохо, а наоборот - когда жизнь улучшается, появляется свободное время, свободные деньги и личные интересы, которым могут мешать действию государства.
А когда родина в опасности, объясняет он, отказ от личных интересов среди россиян считается нормой. На усталость общества от мобилизационной риторики он советует не рассчитывать, о чем свидетельствует опыт сталинской эпохи, которая длилась долгих 30 лет.
А вот аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин так не считает. Он рассказывает, что треть клиентов его компании отказалась от контрактов в России из-за санкций. И чем ниже будет цена на нефть, прибыль от экспорта которой составляет половину российского бюджета, тем миролюбивей будет становиться российская политика и риторика, верит он.
Но как низко должен упасть уровень жизни россиян, чтобы они начали выражать недовольство, и поймет ли большинство русского народа, кто именно виноват в их бедах, наверняка сказать не может никто, отмечает издание.