Помощь людям не разобрать на числа и уравнения, не разложить по полочкам, а ответственность за тех, кто рядом, всегда стремится к бесконечности. Об этом не понаслышке знает семейство Зарецких – Алексей, Валерия и их десять детей.
Они жили счастливой, мирной жизнью в Донецке, но в город вторглась война. Когда идиллия была разрушена в один момент, спасла только поддержка извне. Зарецким помогли выехать, найти новое место для жизни и начать все с нуля.
– В мае, когда мы покидали свой просторный дом в Куйбышевском районе Донецка, мы понимали, что оставляем там все – планы, мечты о будущем наших детей, – вспоминает Валерия Зарецкая. – Но не выехать мы не могли: обстрелы велись прямо возле нашего дома, у нас над головами летали снаряды, зависали вертолеты. Однажды нас прямо так и застало – мы не разбирались, кто и где, кто стреляет – просто попрятались в кусты…
Организовать вывоз многодетной семьи из Донецка вызвался Гуманитарный штаб «Поможем» при Фонде Ахметова. Валерии и Алексею даже не пришлось связываться со Штабом по горячей линии – кураторы из Фонда постоянно звонили сами, спрашивали, что происходит, не нужна ли помощь. Дело в том, что в Фонде уже хорошо знали эту семью, в которой из десяти детей двое своих и восемь приемных. В 2012 году Фонд Ахметова и футбольный клуб «Шахтер» помогли приобрести Зарецким просторный дом. Тогда-то семью и зарегистрировали как детский дом семейного типа.
Валерия Зарецкая говорит, что главным всегда было дать детям почувствовать семейную атмосферу, заботу. Чтобы они росли и впитывали в себя добро и семейные ценности. Иначе, зачем вообще усыновлять? Но, разумеется, в обстановке военного Донецка все это стало невозможным. Поэтому в мае этого года семья приняла предложение от Фонда об эвакуации: 30 мая выехали в Запорожье, в санаторий-профилакторий «Запорожсталь» на острове Хортица. Зарецкие с детьми провели три летних месяца в санатории, но к осени решили перебраться в Запорожье: за собственные средства сняли квартиру, устроили младших в детский сад, а старших – в школу. Алексею Зарецкому удалось найти работу, хотя это было чрезвычайно сложно – потенциальные работодатели опасались и статуса «временный переселенец», и «сомнительного донецкого происхождения». Но отыскались люди, готовые помочь – узнав, что в семье столько детей (от пяти до семнадцати лет!), руководители крупной торговой сети предложили Алексею место продавца.
– Это, конечно, не то, что получал муж, работая в Донецке. Нам сейчас очень трудно. Но мы бесконечно благодарны всем, кто нас поддержал, – рассказывает Валерия. – Конечно, мы рассчитываем, что в Фонде о нас не забудут. Но при этом понимаем: сегодня столько народа нуждается в помощи! Может быть, кому-то гораздо хуже, чем нам. Так что будем справляться собственными силами. А пока ждем хоть каких-то выплат. Мы не получали никаких пособий уже несколько месяцев, так что находимся в режиме жесткой экономии.
Зарецкие снова строят планы. В их семье в этом учебном году – две выпускницы. Пока девушки определяются с будущей профессией: одна мечтает стать логопедом, другая размышляет, связать свое будущее со спортом или с театром.
Кажется, семья снова обрела мир и покой. Вот только Валерия все время вспоминает уютную детскую площадку, где играли дети, – площадку в Донецке, которой больше не существует...