Новость о том, что независимые журналисты-расследователи Мустафа Найем и Сергей Лещенко идут на выборы в списке президентского "Блока Порошенко", взорвала интернет. Вчера вечером Мустафа объяснил логику и мотивацию своих действий.
Я принял решение пойти в политику приблизительно месяц назад во время учебной программы в Стенфорде. У меня было три недели и хорошие наставники, чтобы поменять угол зрения на все, что произошло со мной за последние месяцы. В результате я оказался перед внутренним выбором: дальше продолжать заниматься профессией и добиваться изменений извне или делать то же самое внутри системы. Я выбрал второе. Это мой осознанный выбор и ответственность за него несу только я сам.
Повторю еще раз, поскольку это важное отличие нашего похода в политику от опыта наших коллег в предыдущие годы: решение пойти в политику было нашим. Нас никто никуда не приглашал и никто ничего не предлагал. Переговоры с лидерами политических сил об участии в выборах мы инициировали сами.
Теперь о реалиях, с которыми мы столкнулись.
Нынешняя избирательная система, законодательство и короткая избирательная кампания не давали возможности принимать участие в выборах с собственной политической силой. У нас для этого нет ни финансового ресурса, ни времени для подготовки и проведения всех процедур. Создать за два месяца новую партию и пройти в парламент объективно невозможно.
Был вариант баллотироваться по мажоритарному округу. Но ввиду отсутствия все тех же финансовых ресурсов, краткосрочной кампании и отсутствия опыта, рассчитывать на успех было бы наивно. А оказаться зависимыми от спонсоров не хотелось.
Таким образом, у нас оставался только один выбор – воспользоваться возможностью и пройти в парламент по спискам уже существующих сил. Мы начали переговоры с лидерами политических партий, результат которых вы уже знаете.
О БУДУЩЕМ. Мы знаем, чем мы там будем заниматься. Поход в парламент для нас - не пенсия и не отдых по завершению карьеры. У нас есть конкретный план – пошагово «на сейчас» и в целом. Все эти планы и инициативы будут подробно изложены. Кроме того, в парламенте мы будем не одни. Если я все правильно понимаю, у нас уже сейчас более десяти союзников и партнеров, баллотирующихся по разным спискам.
О ЗАРПЛАТЕ. Депутатского оклада (6 500 грн) недостаточно, чтобы прожить в Киеве. А всех моих сбережений и неполученных гонораров, по моим подсчетам, хватит максимум на 7-8 месяцев. Всякого рода «фракционные доплаты за лояльность» и «платные услуги» я не рассматриваю как возможность заработка. Поэтому, во-первых, мы поднимем вопрос об отмене урезания депутатской зарплаты. А во-вторых, я буду искать способ зарабатывать деньги в рамках нынешнего законодательства, о чем подробно отчитаюсь в своих декларациях.
О ДЕКЛАРАЦИИ. Я ее обязательно опубликую. В ней нет ни квартир, ни машин. Шестнадцать лет назад я ушел из родительского дома, и все эти годы жилье арендовал. Собственной квартиры нет ни у моих родственников, ни у близких. А автомобиля нет, поскольку все накопления уходили на мотоциклы, которые периодически разбивались или воровались.
О ЖУРНАЛИСТИКЕ. Очевидно, что совмещение политической деятельности и журналистики невозможно. Поэтому с этого дня я перестаю быть журналистом и не претендую ни на какие привилегия и права работника СМИ. Также я выхожу из всех органов управления hromadske.tv и более не являюсь журналистом "Українська правда". Просьба не обращаться ко мне с вопросами касательно работы этих СМИ. Я слишком уважаю своих коллег, чтобы передавать им чьи-либо просьбы. Отдельно хочу поблагодарить их за поддержку в моем решении.
О СЪЕЗДЕ. Я слышал эти одиозные фамилии также, как и вы. Меня коробит от них также, как и раньше. Но если сидеть и ждать в стороне, эти фамилии переживут нас. Мы уже подняли этот вопрос перед лидерами блока и сделаем все возможное, чтобы повлиять на ситуацию изнутри
И последнее. Я не изменился. Не изменились ни мои принципы, ни цели, ни критерии, по которым я оцениваю реальность. И я более чем кто либо другой понимаю разочарованных моим решением. Их я смогу убедить только делами.
А тем, кто верит в нас - спасибо. Критикуйте нас так, как это делали мы сами.