В 2008-м кассовые сборы украинских кинотеатров выросли на 20–25% (до 350–400 млн грн) — мировой кризис не повлиял на отечественный прокат. Хотя переоценивать роль кино как антидепрессивной меры тоже не стоит. В Украине существуют другие психологические разгрузки — скорее повысится продажа горячительных напитков.
Даже в самые серьезные кризисные периоды — Великую депрессию, энергетический кризис 1970-х, крах IT-компаний в начале 2000-х — посещаемость кинотеатров в мире не падала, а иногда даже увеличивалась. Эксперты британской исследовательской компании Screen Digest уверены: мировой кинопрокат выстоит и в нынешние непростые времена. По мнению аналитиков, при наличии в прокате действительно хороших фильмов кинематограф справится с проблемами глобального экономического кризиса лучше других отраслей индустрии развлечений.
«Кино оказывает на человека отличное терапевтическое влияние и стоит гораздо дешевле услуг психиатра», — утверждает президент Ассоциации игровых фильмов США Дэн Гликман. По его словам, в США средняя цена билета в кино составляет $7, а плата за посещение игры Высшей бейсбольной лиги — уже $23, поход на концерт — минимум $50. Так что, по мнению Гликмана, урезание расходов населения скорее отразится на более дорогостоящих развлечениях — тех же концертах и путешествиях.
И хотя лидер мирового кинопроката 2008 года — очередная серия об Индиане Джонсе — собрал в прокате всего $470 млн (докризисные рекордсмены — вторая и третья части трилогии «Пираты Карибского моря» — принесли более $640 млн каждая), фильмы первой десятки, по данным портала boxofficemojo.com, в ушедшем году заработали примерно на 9% (или на $300 млн) больше, чем два года назад. А общая выручка шести основных голливудских киностудий — Paramount, Warner Bros., Universal, XX Century Fox, Disney и Sony Pictures — выросла за последний год на 4%, составив почти $10 млрд.
Статистика киношников разных стран подтверждает эту тенденцию. К примеру, во Франции продажи билетов за прошедший год выросли на 4%. Кассовые сборы в Великобритании увеличились в 2008-м на 5%, достигнув рекордного за всю историю британского кинопроката уровня в GBP950 млн. На 47% — до $830 млн — за последний год выросли кассовые сборы в кинотеатрах России.
Правда, уже в конце года в РФ отмечалось падение посещаемости. По данным издания «Кинобизнес сегодня», в декабре 2008-го в российских кинотеатрах побывали на 45,5% посетителей меньше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. «Несмотря на заключения американских социологов о том, что в кризис люди активнее ходят в кино, желая отвлечься от тяжелой реальности, российский новогодний бокс-офис просел по сравнению с тем же периодом прошлого года: зимние каникулы — 2007–2008 принесли прокатчикам 2,5 млрд руб., а совокупные сборы сезона — 2008–2009 составили только 1,3–1,5 млрд рублей», — рассказала Контрактам Мария Капралова, генеральный директор агентства BrandWorks.
Впрочем, большинство российских экспертов в оттоке посетителей винят отсутствие в прокате раскрученных блокбастеров уровня «Дневного дозора» или хотя бы «Иронии судьбы — 2», которые обеспечивали высокую посещаемость в докризисные годы. Еще одна причина — стоимость билетов. Кинопрокатчики утверждают, что раньше кассовые сборы увеличивались преимущественно за счет роста цен. В России в прошлом году она выросла на 20%, достигнув $5–6. Снижать стоимость посещения владельцы кинотеатров пока не намерены. А вот поработать с репертуаром им все же придется — по мнению российского режиссера Никиты Михалкова, финансовый кризис окажет оздоравливающее воздействие на кинематограф: «Эта тяжелая волна смоет то, что недостойно».
На украинском кинопрокате кризис пока не сказался. В 2008-м кассовые сборы, по разным оценкам, выросли на 20–25% — примерно до 350–400 млн грн. Более $1 млн собрали 15 фильмов (а год тому «миллионников» было четырнадцать). Лидер проката прошлого года — картина «Адмиралъ» — как и лидер 2007-го «Ирония судьбы — 2», — преодолел планку в $4 млн.
«С началом кризиса посещаемость кинотеатров даже выросла, — констатирует директор компании «Киномедиа Эдвертайзинг» Олесь Маляревич. — У людей появилось больше свободного времени, необходимость в отдыхе не пропала, а билет в кинотеатр обходится до 60 грн — относительно недорого». По его словам, с октября до середины декабря посещаемость кинотеатров увеличилась практически в полтора раза.
«Кризис скажется в феврале— марте, — считает Татьяна Смирнова, исполнительный директор Ассоциации«Содействия развития кинематографа в Украине». — И уже первые месяцы года будут показательными». По ее словам, в январе дистрибьютору сложно попасть в прокат. Кинотеатры планируют репертуар за два-три месяца, а прокатчики составляют пакеты из лучших картин. Так что если сборы все-таки упадут — это будет связано с кризисом, а не с отсутствием хороших фильмов. По мнению Татьяны Смирновой, ссылки на времена Великой депрессии, когда люди активно посещали кинотеатры, в Украине могут не оправдаться: «У нас существуют другие психологические разгрузки — скорее повысится продажа горячительных напитков».
С тем, что на посещаемость кинотеатров влияет именно кризис, а не качество картин, не согласна директор киевского кинотеатра «Жовтень» Людмила Горделадзе. По ее словам, валовые сборы кинотеатра в декабре действительно упали на 20%, в январе — на 30%. Но кризис здесь ни при чем, уверена она. «Вершиной проката прошлого года был фильм «Ирония судьбы — 2», который обеспечил беспрецедентно высокие и количество зрителей, и объемы сборов, — вторит российским коллегам Людмила Горделадзе. — Рассчитывать на то, что лучшие фильмы нынешнего зимнего периода — «Стиляги», «Обитаемый остров» и «Любовь-морковь — 2» — соберут еще больше, было бы неразумно. Совместными силами в странах СНГ они собрали бокс-офис почти в $50 млн — сумма, которую год назад самостоятельно осилила «Ирония судьбы — 2».
«Посещаемость кинотеатров напрямую зависит от фильмов, находящихся в прокате, — соглашается Олесь Маляревич. — Если это картины «Адмиралъ», «Секс в большом городе», «Мадагаскар» или «Гарри Поттер», никакие кризисы не помеха. На 2009 год фильмы запланированы отличные, так что есть чем бороться с кризисом». Наиболее популярны в кризисные времена комедии, сказки и мультфильмы — скорее всего, ленты именно этих жанров кинопрокатчики и предложат в ближайший год. «Если нам будет из чего выбирать, остановимся на легких жанрах», — подтверждает директор «Жовтня».
По мнению экспертов, домашние кинотеатры, интернет и ТВ реальной угрозы широкому кинопрокату не представляют. «Количество кинопросмотров — контакт человека с фильмом — за последние 50 лет увеличился в разы за счет телевидения, DVD и интернета, — признает Людмила Горделадзе. — Но раньше человек ходил в кино раз-два в месяц, а сейчас фильмы смотрят чуть ли не каждый день». «Сегодня используются технологии, позволяющие снимать мощные фильмы по визуальным характеристикам, — их просмотр в домашних условиях нельзя сравнить с эффектом, достигаемым на широком экране», — подтверждает Татьяна Смирнова.
Тем не менее с убытками кинотеатры все-таки столкнутся. Повышение коммунальных и арендных платежей при сокращении расходов зрителей на бар и падении рекламных поступлений приведут к снижению выручки кинотеатров. По словам Олеся Маляревича, правильно организованный кинотеатр только 50% зарабатывает на прокате, 40% общего дохода приносит бар и 10% — рекламные поступления. От походов в кино люди не откажутся, но экономить на сопутствующих услугах — попкорне и напитках — уже начали. А 90% рекламодателей к концу года отказались от рекламы на широких экранах — в январе размещалась только компания «МТС-Украина».
«Финансовые сложности могут затронуть даже крупные сети, но некоторые из них смогут удерживать баланс за счет смежных бизнесов. Поэтому в первую очередь закроются второстепенные кинотеатры, к примеру, крымские кинозалы, полноценно работающие только в летнее время», — прогнозирует Татьяна Смирнова. «Да, мы готовимся к кризису, сокращаем персонал — тех, кого приняли в последний год и кто не проявил себя должным образом. Бесспорно, уменьшение доходов будет. Но ходить в кино украинцы не перестанут», — уверена Людмила Горделадзе.