Контракти.ua

19628  —  24.02.09
Сколько стоит АЗС
Сколько стоит АЗС

На фоне бешено растущего отечественного авторынка с каждым днем в Украине заметно увеличивается активность в топливном бизнесе. Новые АЗС появляются, как грибы после дождя, и становятся неотъемлемой частью не только загородных трасс, но и центральных улиц больших и малых городов нашей страны.

Мария ГОЛИБАРДОВА, Конкретно о строительстве, № 4-2008

Желание стать королем или королевой бензоколонки сегодня вполне осуществимо при условии соблюдения ряда правил. Для начала, естественно, нужно инвестировать довольно крупную сумму в проектирование, строительство и топливо для АЗС. Однако при должном содержании источника дохода новое дело вскоре принесет существенную прибыль.

Становление заправочного рынка

За время своего существования АЗС прошли интересную эволюцию. Топливо для первых автомобилей в начале прошлого века можно было приобрести лишь в специализированных галантерейных лавках в запечатанных ведрах или бутылях. А первая автозаправочная станция была открыта в Сиэтле в 1907 году.

Она мало чем напоминала современные комфортабельные бензоколонки и состояла из разношерстных бочек и ручных насосов. Однако владельцы таких АЗС быстро поняли, что для дальнейшего развития бизнеса без стандартизации и маркетинга не выиграть нарастающую конкурентную борьбу, поэтому уже с начала двадцатых годов на АЗС стали активно внедряться единые корпоративные стандарты оформления станций с помощью ярких и запоминающихся рекламных логотипов и единых сервисов. С тех пор автомобилисты, встречая АЗС одной фирмы, могли судить о качестве бензина и уровне обслуживания по марке нефтяной компании.

Сегодня уже невозможно представить себе успешную сеть АЗС без использования автоматизации и современных информационных технологий. А удивить отвыкшего от товарного дефицита покупателя получается разве что набором привлекательных сервисных предложений. «Заправки-наливайки» постепенно превратились в многофункциональные комплексы с широким перечнем дополнительных услуг.

Несмотря на активные перемены, в нефтебизнесе, по словам некоторых экспертов, в настоящее время еще есть свободные места. Но для того, кто хочет выйти на этот рынок, лучше сразу выбрать свой путь. Можно все делать самостоятельно: построить личную АЗС и вести бизнес совершенно автономно, то есть стать так называемым джоббером. Другой вариант — организовать фирму под торговой маркой какой-либо известной нефтяной компании, вступив с ней в отношения франчайзинга.

Этапы большого пути

Принято считать, что стоимость строительства АЗС без учета цены земельного участка и учета отчислений на развитие городской инфраструктуры составляет от 300 000 до 500 000 у. е. (цифра зависит не только от «крутизны» автозаправки, но и от региона). При этом на наземное технологическое оборудование (топливораздаточные колонки, электронная система управления) приходится около 25 % цены автозаправки, на подземное оборудование (резервуары для топлива, трубопроводы с арматурой) — еще около 25 %, остальные 50 % — расходы на внешние конструкции и их отделку (навес, операторская, островки безопасности, ограждающие конструкции и т. п.).

Стоимость земельного участка для строительства автозаправки часто лежит в диапазоне 50 000-100 000 у. е., но в крупных городах нередко превышает даже 300 000 у. е.

Приведенные цифры очень приблизительны и предназначены только для первой грубой оценки. В целом же стоимость создания АЗС можно сравнить со сметой на строительство полнофункционального коттеджа. Причем ценовой диапазон в обоих случаях будет весьма широк. Ведь можно построить коттедж за 100 000 у. е., а можно и за 1 млн у. е. — все зависит от размеров, количества и качества оборудования, отделки, месторасположения и др.

Более точный ответ подскажет только проект. А к нему проектировщики могут приступить лишь после ряда тщательных и длительных согласований с соответствующими государственными службами — утверждения акта выбора площадок, получения технических условий и архитектурно-планировочного задания, проведения экологических и дорожных экспертиз, получения лицензий на хранение взрывоопасных и горюче-смазочных материалов и т. д. Специалисты проектного бюро могут спроектировать полностью новую АЗС, но, как правило, они чаще используют стандартные разработки. Для предпринимателя работа со стандартным проектом удобна с той точки зрения, что в него входят и пожарно-охранные, и экологические, и санитарные мероприятия, что избавляет владельца АЗС от самостоятельного сбора необходимой документации.

Не менее важно определиться и с приемлемым для каждого конкретного случая режимом строительства АЗС. Самый дешевый вариант для владельца — взять на себя функции генерального подрядчика и привлекать сторонние организации на конкретные работы. Поручение же функций генподрядчика специализированной компании (второй вариант) позволит застраховаться от возможных ошибок.

Процесс строительства АЗС начинается с создания полос торможения и разгона, для того чтобы грузовики, подвозящие материалы и оборудование, в целях безопасности дорожного движения съезжали не с основной трассы, а с дополнительной. Кроме того, в начале строительства к участку подводятся электричество и вода. Только после этого можно закладывать фундамент. И уже потом везти на объект комплект изготовленных на заводе элементов для АЗС, которые за несколько недель собираются, как детский конструктор, в единую систему. Само строительство при удачном стечении обстоятельств может занять 2-3 месяца, а вот этап, предшествующий этому процессу, — около года.

Реальные расходы на строительство и ввод в эксплуатацию АЗС, возводимых на территории Украины, существенным образом варьируются в зависимости от таких изначально задаваемых параметров:

- количество топливно-раздаточных комплексов;

- наличие газозаправочного терминала;

- включение предполагаемых сервисных компонентов (магазина, кафе, мойки и др.);

- наличие пунктов дополнительного технического сервиса;

- местоположение станции и близость необходимых коммуникационных сетей.

Основными статьями затрат являются:
- стоимость земельного участка, отведенного под возведение автозаправочной станции;
- расходы на разработку проектно-сметной документации (рабочего проекта);
- получение разрешительных документов на строительство и эксплуатацию автозаправочной станции (сбор исходно-разрешительной документации и получение согласований);

- стоимость возведения каркаса и внутренней отделки станции и подсобных помещений;

- расходы на приобретение и инсталляцию инженерного и электронного оборудования;

- финансирование стартового оборотного капитала, необходимого для начала деятельности станции.

Одна из главных проблем для АЗС — кадры. Особенно если станция находится вдали от крупного населенного пункта. Квалифицированный персонал найти трудно, и солидные компании уделяют этому вопросу пристальное внимание.

По правилам, каждый работник АЗС должен иметь специальный сертификат, подтверждающий его профессиональную подготовку. Поэтому хороших специалистов либо перекупают, либо обучают самостоятельно. Причем программу обязательных курсов должны пройти все сотрудники — от кассира до заправщика.

По уровню безопасности, особенно в криминогенных регионах, современная АЗС должна напоминать скорее банковское учреждение, чем обычный мини-маркет. Двери и окна рабочих помещений непременно следует сделать бронированными, а кассира с его оборудованием ни при каких обстоятельствах не должно быть видно посетителям. Каждая АЗС обязательно оснащается тревожной кнопкой для вызова милицейского наряда. А если на территории автозаправки имеется магазин, на объекте должна быть предусмотрена собственная военизированная охрана.

Топливо: проблемы поиска и качества

Важный элемент бензинового бизнеса — тесные отношения владельца сети АЗС с нефтебазой или нефтеперерабатывающим заводом. При случае можно и оптовые цены хорошо подкорректировать, и наиболее удобный режим приемки товара выстроить. Опыт показывает, что выгоднее всего налаживать отношения с крупной нефтяной компанией, имеющей как свою нефтебазу, так и остальную инфраструктуру. Это гарантирует, во-первых, стабильное качество бензина, а во-вторых, своевременные поставки.

Впрочем, относительно качества бензина, реализуемого на украинских АЗС, споры на рынке ожесточаются с каждым годом. Проблема заключается в следующем. Как бы ни украшали владельцы отечественных заправок свои объекты красочными ярлыками с припиской «Евро», львиная доля нефтепродуктов поступает к ним исключительно с украинских заводов и стран ближнего зарубежья (Польши, Болгарии, Румынии, России и др.). При этом нельзя закрывать глаза на то, что европейский рынок продукцию вышеперечисленных производителей к себе практически не пускает, в силу действия строжайших экологических норм. Бензин «made in Ukraine, Poland, Bulgary…» им не соответствует и вряд ли будет в скором времени соответствовать. Модернизация НПЗ под европейские стандарты требует сотен миллионов евро, что ставит под сомнение целесообразность ведения нефтяного бизнеса в странах бывшего соцлагеря. Часть высокопоставленных еврочиновников в связи с этим вообще советуют соседям ликвидировать старые НПЗ, а не вкладывать сумасшедшие средства в их переоснащение.

Надеяться в ближайшее время на радикальное улучшение качества топлива в розничных сетях АЗС было бы наивно. При почти полном отсутствии контроля за состоянием горючего со стороны государства доля некондиционной продукции на топливном рынке до сих пор остается внушительной, а размер штрафа за ее продажу — минимальным.

К тому же круг основных поставщиков неизменен уже в течение многих лет — несмотря на то что каждый из шести украинских заводов (Лисичанский, Кременчугский, Одесский, Надворненский, Дрогобычский и Шебелинский) ежегодно становится на профилактику, морально и физически устаревшее оборудование не позволяет им выпускать высококачественное топливо, отвечающее европейским стандартам. И даже производители, инвестировавшие средства в строительство новых современных мощностей, не делают погоды — топлива, близкого по характеристикам к тому, что принято называть «Евро», пока выпускается в Украине очень мало.

Выход для рядового украинского автовладельца, желающего заправить свою машину качественным бензином, сегодня только один — пользоваться брендовыми АЗС. Большая часть из них входит в состав так называемых вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). По словам специалистов, ВИНК — это сложнейшие высокие технологии на всех стадиях — от разведки месторождений до транспортировки и переработки нефти (плюс не менее сложная система управления и принятия решений). В таких компаниях существуют жесткие стандарты качества и специальные контрольные службы, занимающиеся постоянными проверками сетей АЗС, где реализуется топливо той или иной ВИНК. Кроме того, подобные фирмы обладают механизмами влияния на нефтебазы и имеют обширные парки современных бензовозов, состояние которых также постоянно отслеживается.

Все эти меры позволяют хотя бы отчасти гарантировать, что топливо, выпущенное на заводе и соответствующее стандартам, в таком же виде попадет в баки автомобилей конечных потребителей и не будет превращено в бодягу на одном из многочисленных перевалочных пунктов или на безымянных АЗС.

Доля брендовых АЗС в Украине неуклонно растет, причем 10 крупнейших сетей из более чем 50 представленных на рынке занимают на начало текущего года уже около 55 % рынка брендового топлива.

Бди!

Чтобы не прогореть на бензине, надо учитывать ряд тонкостей, связанных со спецификой этого вещества. Так, известно, что бензин от высокой температуры сильно увеличивается в объеме. Причем, чем выше его октановое число, тем процесс испарения идет быстрее. На этом частенько играют сотрудники нефтебаз и АЗС, подворовывая товар. К примеру, водитель бензовоза в жаркий летний день может запастись канистрами, чтобы по дороге слить туда из раскаленной на солнце цистерны увеличившееся в объеме топливо. Когда цистерна большая, то и объем «лишнего» бензина становится солидным. В результате водитель подсчитывает прибыль, а владелец АЗС — убытки.

Конечно, в этом бизнесе, как и во многих других, всегда есть норма убыли. Ее включают в тоннаж, когда покупают горючие вещества. Эта норма не велика —примерно 0,01 %. Но при больших объемах она выливается в весьма существенную цифру. Так что лучше всегда стремиться сокращать потери.

Векторы рыночного развития

По оценкам специалистов, Украина представляет собой емкий рынок сбыта, к достоинствам которого относят неплохую логистику и невысокий по сравнению с западными странами уровень конкуренции.

Генеральной тенденцией развития сети заправочных станций в развитых странах является расширение их функциональности, иными словами — дополнение продажи топлива различными сопутствующими услугами для удобства водителей и пассажиров. Зарубежные стратегии автозаправочного бизнеса активно перенимает и Украина. В настоящее время типовая станция включает в себя, помимо топливно-раздаточного комплекса, мойку машин, магазин, кафе или ресторан быстрого питания, пункты технического обслуживания, осуществляющие попутный сервис или мелкий ремонт (например, чистку салона пылесосом, подкачку колес, замену масла, шиномонтаж и т. п.). Большинство станций оснащено санитарными узлами, доступными для клиентов, телефонами, банкоматами. Рядом с заправочными комплексами, расположенными на загородных трассах, нередко возводят и небольшие мотели или кемпинги, где можно за умеренную плату отдохнуть, принять душ или перекусить.

Изощряются в борьбе за посетителя владельцы современных автозаправок также посредством дизайнерского оформления своих объектов. Особое внимание в этом смысле привлекает стилизованная под стрекозу АЗС, расположившаяся на трассе Киев — Борисполь. Оригинальной формой и продуманным освещением она надолго запоминается и посетителям, и просто проезжающим мимо, что наверняка и является основной целью разработчиков проекта.

Чтобы привлечь большее число клиентов, владельцы АЗС используют и нетрадиционные методы. Например, на шоссе недалеко от Винницы можно встретить заправочную станцию, вокруг которой установлен мини-зоопарк, так что водители с детьми стараются заправиться именно на этой станции. А к одной из АЗС, расположенных на трассе Киев — Житомир, примыкает пекарня, предлагающая широкий ассортимент свежайшей выпечки.

Таким образом, основной тип конкуренции между заправочными комплексами базируется сегодня больше на качестве обслуживания клиентов, хотя фактор стоимости в периоды резких колебаний цен на нефть и топливо также играет определенную роль в конкурентной борьбе.

Несмотря на то что украинские предприниматели активно используют опыт европейских соседей, сегодняшняя ситуация на отечественном топливном рынке розничных продаж имеет свою специфику, которая соответствующим образом отражается на стратегии автозаправочного бизнеса. Так, в отличие от западных рынков, где качественные характеристики продаваемого топлива практиче-

ски идентичны и не зависят от конкретных поставщиков, в Украине одним из ключевых факторов конкурентоспособности, как говорилось выше, является качество топлива. Широкое распространение относительно дорогостоящих автомобилей импортного производства, чувствительных к качеству горючего, заставляет их владельцев уделять особое внимание выбору заправочной станции. И пока это остается серьезной проблемой.

Только в долгосрочной перспективе, по мере масштабного проникновения на украинский рынок АЗС западных компаний, привносящих свои стандарты качества топлива и услуг, можно рассчитывать на то, что отечественная заправочная отрасль будет становиться более цивилизованной и похожей на зарубежные аналоги — с едиными ценообразующими критериями, применяемыми для определения рыночных цен.

Статьи по теме
Правила дорожнього руху для велосипедистів: що потрібно знати
Правила дорожнього руху для велосипедистів: що потрібно знати

Велосипедисти є повноправними учасниками дорожнього руху та зобов'язані знати й дотримуватись ПДР.
27.08 — 303

Що повинно бути у кожному авто: нагадування від поліції
Що повинно бути у кожному авто: нагадування від поліції

Кожен автомобіль повенин мати низки предметів, які у проблемних ситуаціях мають допомогти водієві.
12.08 — 276

Від 1 серпня в Україні видаватимуть оновлені посвідчення водія
Від 1 серпня в Україні видаватимуть оновлені посвідчення водія

Усі територіальні сервісні центри України від 1 серпня зобов’язані перейти на новий формат водійських посвідчень.
01.08 — 477