Автосалоны и авторынок сейчас похожи на музеи. Первые отличаются разве что относительной молодостью раритетных моделей — не более года-двух с момента выпуска. Во втором же случае не так привлекателен профиль сияющего капота, как «мягкая» цена: продавец готов уступать в торге.
Но если уж покупать автомобиль именно сейчас, то обязательно новый. И даже если у тебя на то недостаточно средств, все равно есть, как минимум, две возможности. Пока рынок б/у авто стоит, маршрут один — в автосалон, где есть услуга трейд-ин и/или лизинг.
Новое за старое
Есть смысл присмотреться к своему любимому автомобилю. Сколько за него дадут сегодня? А завтра? Лучше продать сейчас, потом однозначно будет дешевле. Цены на подержанные автомобили поднимутся тогда, когда за новую «народную» модель в салоне будут просить полмиллиона гривен. «Когда начнутся активные продажи новых автомобилей, завезенных в страну с 13% таможенной пошлиной и закупленных по ценам в соотношении 8 грн./$, тогда, скорее всего, оживится спрос на б/у автомобили», — объясняет начальник отдела продажи комиссионных автомобилей компании «Тойота Центр Киев Автосамит» Максим Куценко. И случиться такое может уже этой весной: цены на новые автомобили в автосалонах медленно, но уверенно растут.
Посему пришло время действовать. Немногие автосалоны предлагают услугу трейд-ин. И, тем не менее, это самый верный на сегодня вариант продать постаревшую машину и купить новую за небольшое количество наличных.
Услуга трейд-ин, например, есть в салоне Hyundai. Там сходу признались, что подержанную машинку оценят процентов на 15 ниже рынка. Менеджер не лукавил, стараясь наиболее оптимально оценить в телефонном разговоре Hyundai Gets, купленный летом 2008 года. Объем двигателя 1,4, коробка-автомат, кондиционер, цвет машины, пробег, пройден ли первый ТО — все это интересовало менеджера. «Но лучше приехать для более адекватной оценки, — сказал он, — хотя цена наверняка будет ниже, чем на авторынке». Автомобиль оценили в 80 тыс. грн.
Может, хватит прогревать капот?
Новых машин по такой цене в салоне, конечно, нет. А чтобы купить автомобиль классом выше, например, Hyundai Accent, придется найти еще половину от этой суммы — его стоимость 111 300 грн., а для покупки Hyundai Elantra за 162 700 грн. проще найти еще такой же Gets. Менеджер продаж салона призналась, что выгодной цена оставалась до 15 декабря, а потом на протяжении 10 дней она менялась четыре раза, конечно, подымаясь в гривне, но практически неизменной оставаясь в долларах.
«В любом случае трейд-ин не принесет большой выгоды, — рассуждает Максим Куценко, — разве что поможет решить проблему продажи старого автомобиля, гарантирует некоторую финансовую уверенность». Например, годовалую Toyota Yaris, быть может, удастся на авторынке продать за 100 тыс. грн., хотя можно запросить и на 15 тыс. больше. А может случиться и так, что придется согласиться и на цену покупателя, сбившего в торге 10-20%. Как повезет. Новенькая, «нулевая» Yaris в салоне сейчас стоит 140 тыс. Прошлогоднюю же в «Тойота Центр Киев Автосамит» в идеальном состоянии и полной комплектации оценят в 80-90 тыс. грн. Такова теория. На практике же — все индивидуально. Низкой цена на новый автомобиль будет в том случае, если есть для покупки машины наличные доллары, а если же гривны — то цена ой как изменчива.
Как говорит Ярослав Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы компании «Торговый дом «НИКО», официального импортёра Mitsubishi Motors в Украине, на сегодняшний день в официальной дилерской сети компании «Торговый дом «НИКО» через трейд-ин покупают 9-10% автомобилей.
Сумма, в которую оценивают старый автомобиль, автоматически зачисляется как первоначальный взнос в случае покупки новенькой машины в кредит. В остальном — чистый убыток, как минимум, в 5-10%. Скажем, в салоне «Арма Моторс», продающем Dacca и Renault, б/у авто оценят на 10% ниже рыночной стоимости. «Но к каждому автомобилю подход индивидуален», — пояснил менеджер салона. И еще один момент: оценивать авто будут в гривне, и новую машину тоже необходимо покупать в национальной валюте. Цены, естественно, привязаны к доллару, что в автосалоне, что на рынке. Вот только курс наверняка разный.
В долг без кредита
Если машины до сих пор не было и тебе нечего предложить автосалону, поинтересуйся возможностью взять новое авто в лизинг. К сожалению, не так уж и много автосалонов предоставляют такую возможность. В одном из них вообще сказали, мол, зачем вам, лицу не юридическому, переплачивать? Да, за услугу лизинговой компании придется заплатить. Но ведь и преимуществ у лизинга тоже немало. Это как бы долг, но не кредит. Услуга лизинга позволяет тебе вообще не думать о техосмотрах, страховке по полному КАСКО, разбирательствах в случаях ДТП, о горючем, в конце концов. Ну, будет этот автомобиль не твой (пока что), а просто арендованный. Но право собственности может перейти тебе в любой момент по истечению минимального срока аренды. За все это компания удерживает плату в процентном отношении к стоимости автомобиля. И стоит постараться и найти условия наиболее для тебя оптимальные — случается, один и тот же новый автомобиль из салона можно взять в лизинг в нескольких компаниях, и их условия в мелочах могут отличаться.
Например, в салоне «Прага — Авто» предложили два варианта покупки машины в долг. Попытаться оформить кредит в одном из трех банков-партнеров, но с обязательным первоначальным взносом 50%, а оптимальные ставки по кредитам — 25% в гривне до 7 лет и 13,8% в долларах до 5 лет. Либо обратиться в одну из двух лизинговых компаний и оформить автомобиль в аренду до 3 лет с правом выкупа по остаточной стоимости. Вариант первый, по сути, заведомо проигрышный. Вариант второй — практически мгновенное решение вопроса, заявку для расчетов оплаты можно подать даже он-лайн.
Как объяснили в компании «VAB Лизинг», в компании сразу же рассчитают стоимость услуг по регистрации, страховке, оплате пошлин и пакета сервисных услуг. И после согласно выбранной тобою схеме оплаты выведут сумму ежемесячного платежа. Символически считая, что автомобиль в салоне стоит $100, твои расходы каждый год будут увеличиваться в среднем на 14%, и через год он тебе обойдется в $114, через три — в $146. В зависимости от того, на какой период оформишь аренду, рассчитают и твой ежемесячный платеж. Либо равными частями, либо равномерно по убыванию, например, с уменьшением платежа на 1 грн. каждый последующий месяц. При этом за тобой всегда остается право выбора: отказаться от аренды машины и остановить свои платежи или выкупить ее в свою собственность по остаточной стоимости. При выкупе досрочном (если есть в договоре такой пункт) вычитается из последующих рассчитанных платежей страховка и стоимость всего того пакета услуг, которые представляла компания — теперь это твоя головная боль. «Чисто по-человечески» в «VAB Лизинг» посоветовали оформлять аренду в гривнах: мол, поди знай, что будет с курсом, да и за конвертацию валюты платить не придется.
Кроме того, в лизинговых компаниях берут авансом 10-35% как оплату своих услуг. Чем меньше аванс, тем больше процент на ежемесячных платежах. Как объяснили в компании «Оптима Лизинг», компания ведь и сама выплачивает банковский кредит, который взяла для покупки «твоей» машины. Так или иначе, а автомобиль на поверку обходится, как минимум, наполовину дороже и на десяток процентов твоя переплата в итоге будет выше, нежели по банковскому кредиту на тот же срок. Столько стоит возможность порулить новенькой машинкой уже сегодня.