До недавнего момента свыше 50% новых автомобилей продавались в кредит (в настоящее время этот показатель снизился до 15%). Это и стало основной причиной того, что объемы продаж некоторых операторов автомобильного рынка сократились более чем в три раза, отметил Андрей Шелюг, генеральный директор Концерна «НИКО».
Какие изменения произошли на рынке автомобильных продаж в связи с приостановкой банковского потребительского кредитования?
— Безусловно, последствия мирового кризиса негативно сказались и на автомобильном рынке Украины, существенно изменив его конъюнктуру и темпы роста. Серьезному влиянию подверглись как национальные автопроизводители, так и импортеры, которые вдобавок к проблемам с банковским кредитованием терпят существенные финансовые потери от курсовой разницы, вызванной падением национальной валюты.
Кризис финансового сектора в сегменте автокредитования оказал значительное негативное влияние на деятельность автомобильных импортеров, дистрибьюторов и соответственно, дилеров, которые в сложившейся ситуации вынуждены пересматривать свои бюджеты и плановые показатели, чуть ли не ежедневно меняя ценовую политику. В условиях дороговизны кредитного ресурса несладко приходится и большей части потенциальных покупателей новых автомобилей, несмотря на предоставление дилерами значительных скидок при приобретении авто. Ведь до недавнего момента свыше 50% новых автомобилей продавались в кредит (в настоящее время этот показатель снизился до 15%). Это и стало основной причиной того, что объемы продаж некоторых операторов автомобильного рынка сократились более чем в три раза.
На данном этапе у импортеров, при наличии довольно большого количества автомобилей на складах, закупленных по прежнему курсу, существует возможность стимулировать продажи путем использования ряда маркетинговых инструментов. Однако по мере дальнейшего усугубления кризиса в секторе автокредитования несложно спрогнозировать, что объемы продаж автомобилей в 2009 году существенно уменьшатся.
Как в сложившейся ситуации импортер автомобилей Mitsubishi стимулирует потребительский спрос? Насколько изменилась ценовая политика компании?
— До конца 2008 года компания «Торговый дом «НИКО», официальный импортер Mitsubishi Motors в Украине, предлагает очень выгодные условия приобретения автомобилей, продавая их по цене в гривне по курсу 5,0 UAH/USD. У потребителя также появляется шанс приобрести любой автомобиль модельного ряда со значительной скидкой. Так, при покупке Mitsubishi Lancer X можно сэкономить до 53 тыс. грн, а Pajero Wagon — до 107 тыс. грн. Более того, при оформлении сделки на Mitsubishi каждый клиент бесплатно получает страховой полис от компании «Индиго». Также практикуется кредит и лизинг на довольно выгодных условиях.
В сегодняшних условиях, когда борьба за каждого покупателя на автомобильном рынке обострится, мы осознаем: без использования индивидуального подхода и политики, ориентированной на потребности существующих и потенциальных клиентов, нам тяжело будет получить конкурентоспособные преимущества. В связи с этим проводим серьезную работу с контактным персоналом, тщательно анализируем ситуацию на рынке, изучаем конкурентную среду и реализуем программы, направленные на формирование лояльного отношения покупателей к нашим автомобилям.
Генеральный директор Концерна «НИКО» Андрей Шелюг
Какие финансовые инструменты использует компания в работе с клиентами? Как идет их рост?
— Важным преимуществом нашей компании является то, что мы предлагаем собственный финансовый продукт — автокредитование от финансовой компании «НИКО Капитал», которая начала свою деятельность около полугода назад, но уже активно кредитует покупателей автомобилей Mitsubishi в Киеве и других городах Украины по ставкам до 18% годовых в гривне.
Также в состав группы компаний «НИКО» входит предприятие «НИКО-Лизинг», которое специализируется на предоставлении услуг финансового и оперативного лизинга. Клиентами компании являются юридические лица, которые в условиях ограниченного доступа к дорогим банковским кредитам могут воспользоваться именно этой услугой, являющейся эффективным инструментом при продаже новых автомобилей.Какие резервы оптимизации и повышения эффективности бизнеса находит Концерн сегодня? Какие механизмы и инструменты задействует для этого?
— Выстраивать долгосрочные планы, разрабатывать стратегию и делать какие-либо прогнозы в условиях частых и непредсказуемых перемен национального автомобильного рынка — занятие не совсем благодарное. Но именно от того, какие действия и планы будут предприняты в данный момент, во многом зависит наша дальнейшая позиция на автомобильном рынке. В связи с этим при планировании деятельности на следующий год, мы всячески моделируем и пытаемся прогнозировать развитие ситуации по нескольким сценариям. Если говорить оптимистически, емкость рынка останется на уровне этого года с незначительным понижением. Пессимистический прогноз (более реальный) показывает, что уровень снижения объемов продаж может составить около 40 и более процентов. К такой точке зрения склоняются и другие основные игроки этого рынка.Как репутация компании может повлиять на устойчивость ее бизнеса в условиях экономического кризиса?
— В условиях экономического кризиса репутация компании — один из основополагающих элементов ее функционирования и предпосылка к дальнейшему развитию. К сожалению, некоторые украинские компании весьма часто недооценивают роль этого нематериального актива, что в долгосрочной перспективе может оказать негативное влияние на деятельность компании в целом. Формирование позитивного имиджа концерна является составной частью стратегии развития всех предприятий группы «НИКО» и включает в себя открытость информации о деятельности компании и лояльное отношение ко всем целевым аудиториям (сотрудникам, клиентам, партнерам).