Украинская политика живет в состоянии «от выборов до выборов». И БЮТ, и НУ—НС, и ПР уже включились в президентскую кампанию-2009, которая может привести к альянсу Нашей Украины и Партии регионов.
|
|
Юлия Тимошенко
Трудно поверить, что Юлия Владимировна не хочет стать следующим президентом. Тем более что все сомнительнее выглядит ее альянс с Нашей Украиной, в которой очень многие не хотели бы видеть ее на посту премьера. Конечно, премьерская должность Тимошенко необходима. Юлия Владимировна настолько легко подписала соглашение о коалиции с НУ—НС, содержащее довольно подробный перечень экономических мер, что возникает твердая уверенность: она это соглашение выполнять не собирается.
Об этом же свидетельствует легкость, с которой БЮТ пошел на паритетный с НУ—НС дележ портфелей при, скажем так, несколько отличающихся результатах выборов. В принципе, БЮТ нужен только пост премьера, остальное — так, в нагрузку. Став премьером, Тимошенко остается только ждать, чем это все закончится. Если она досидит на посту до выборов — неплохо, если ее уволят — тоже хорошо. Не исключено, что главная задача Тимошенко — обеспечить за время премьерства финансовую сатисфакцию людей, вложивших деньги в ее парламентскую кампанию, и скопить организационно-финансовый капиталец на президентские выборы.
Главные проблемы Юлии Владимировны — оппозиционность и неопределенность. Если же лидер БЮТ уйдет в оппозицию и никаких особых потрясений в стране за два года не случится, то Тимошенко рискует потерять не только финансовый, но и политический капитал. Еще хуже для нее неопределенная ситуация, когда коалиция формально существует, президент регулярно вносит кандидатуру Тимошенко и все ведут друг с другом бесконечные переговоры. Правда, долго это продолжаться не может.
Виктор Ющенко
Виктор Андреевич представляет собой живую иллюстрацию аксиомы: когда в политической системе нет признанных ограничений и признаваемых всеми правил, главным движущим мотивом любого политика становится власть ради власти. Вот выиграл Ющенко выборы в 2004 году и имел тогда немалые полномочия, как у Кучмы. Но никаких радикальных шагов не предпринял. Согласитесь, трудно припомнить какие-нибудь значимые инициативы и проекты Виктора Андреевича.
После того как у него эти полномочия отобрала политреформа, они вдруг неожиданно ему понадобились. Ющенко отчаянно боролся за них с Радой и в конце концов добился проведения досрочных выборов. В промежутке между первым Указом о роспуске парламента и нынешней ситуацией президент явочным порядком приобрел полномочия, которых у него никогда не было. Теперь, де-факто, назначение премьера (любого, необязательно Тимошенко) означает прекращение этих полномочий и переход в нормальный конституционный режим, в котором у Виктора Андреевича не так много власти.
При этом перспективы самого Виктора Андреевича, которого ближайшие соратники наверняка будут всячески подбивать баллотироваться, довольно туманны. Фактически, его партия находится в стадии раскола, наиболее идейная ее часть в случае окончательного разрыва с БЮТ переметнется в лагерь Тимошенко, а с президентом останутся лишь политические карьеристы.
Это довольно слабая поддержка по сравнению с «фан-клубом» БЮТ. Единственная выигрышная стратегия Ющенко заключается в том, чтобы довести конституционную реформу до конца, превратив Украину в парламентскую республику. Можно, например, принять норму, согласно которой президент избирается Радой. В этом случае у Тимошенко просто исчезнет почва под ногами. За время, оставшееся до выборов, такая схема вполне может быть реализована. Почему-то нашим политикам не приходит в голову, что президент, избираемый Радой, может иметь даже больше полномочий, чем президент, избираемый на всеобщих выборах.
Ведь нынешняя Конституция «включает» президента лишь на этапе выборов и формирования Кабинета. Все остальное время он исключен из активной политики. Похоже, Виктору Ющенко не нужна абсолютная власть, такая, как была у Кучмы. Ему просто нужно чувствовать себя необходимым, чем-то таким заниматься и на что-то такое оказывать постоянное, а не «включаемое» Конституцией влияние. Ну так это нетрудно организовать, не нарушая конституционной стройности и логики парламентской модели управления. Но, похоже, Секретариат мыслит в совершенно другом направлении. Насколько можно понять из обрывочных сведений о конституционных идеях Секретариата, речь идет о возвращении полномочий президента к состоянию «как у дедушки».
Кроме того, не исключен вариант альянса Ющенко и Януковича против Тимошенко. И здесь возникает следующий вопрос. Начиная с первых дней формирования правительства Януковича, Виктор Андреевич блокировал все поползновения «антикризисной коалиции» устроить вольготную жизнь для своих отраслей и предприятий. А ведь именно эти «вольности» и являются целью донецких в политике. Если альянс станет свершившимся фактом (то есть Тимошенко будет в открытой оппозиции), как в такой ситуации будет реагировать Ющенко на идеи предоставить «кому надо» кое-какие льготы?..
Виктор Янукович
Похоже, политическая звезда Януковича закатывается. Дело в том, что в отличие от оранжевых, у которых экономика следует за политикой, донецкие при всей своей разношерстности прежде всего руководствуются экономическими интересами. А значит, им нужна «главная» государственная должность, у которой находятся основные рычаги экономического влияния, то есть пост премьера.
Поэтому они согласны терпеть Виктора Андреевича, устраивающего им заседания Кабмина и ставящего на нем «задачи». Более того, Ющенко просто необходим донецким. Это своего рода «лицо» их власти, их билет на Запад, Лондонскую биржу, IPO и т. д. Донецкие не хотят и не умеют быть в оппозиции, так как не имеют политических целей. Единственный выход для них — альянс с тем, у кого такие цели есть, в данном случае — с Ющенко.
Но опять-таки возникает вопрос «единого кандидата» от такого альянса. Янукович, конечно, уже стал торговой маркой, за ним пойдет Восток Украины, но на него никогда не согласятся Ющенко и его люди. В свою очередь вряд ли Виктор Андреевич, даже будучи благословленным Виктором Федоровичем, наберет какие-то голоса на левом берегу Днепра... Выход один — ликвидировать должность президента в нынешнем ее виде по принципу «так не доставайся же ты никому».