Отказ уйти с поста, сопротивление реорганизации Ирпенского вуза, война Азарова против Арбузова-Клименко - далеко не полный перечень версий исчезновения скандального ректора вуза, которые Контрактам озвучили эксперты.
Дело с побегом скандального Петра Мельника, обвиняемого в получении двух взяток за поступление - 80 и 40 тыс. грн, обрастает все новыми подробностями. Ректор-налоговик якобы был замечен в разных городах Украины и даже в других государствах. По одной из версий, он выехал с паспортом брата в Австрию или Россию. По другой - укрылся во Франции у своего кума, бывшего генпрокурора Святослава Пискуна. Односельчане из его родного села Ремчицы на Ровенщине тоже заприметили какие-то следы пребывания земляка в его сельском доме. Последняя информация «поступила» от белорусских пограничников, будто бы Мельник задержан на пограничной заставе Верхний Теребежов (Беларусь) и передан в руки нашим пограничникам, однако официального подтверждения информация не получила. По словам защитника ректора Руслана Мисюны, Мельник выходил с ним на связь и заявил, что лечится в Украине и никуда не сбегал. Но почему не сдается властям – адвокат не уточняет. По другим данным, беглец укрылся у дочери в Лос-Анджелесе (США).
Эксперты, опрошенные Контрактами, склоняются к мнению, что Мельнику банально позволили уйти его ученики-милиционеры.
Библиотека уголовных дел
О коррупции в Ирпенском университете налоговой службы говорят давно. Ректора Петра Мельника обвиняли в покупке жилья для сотрудников вуза в новостроях Ирпеня по заоблачным ценам $2,5 тыс. за квадрат, причем закупка якобы происходила у фирмы, к которой имеет отношение сестра ректора – Елена, глава земельной комиссии в Ирпенском горсовете. Еще говорили, что Мельник в своем университете открыл частный вуз – Межрегиональную финансово-юридическую академию во главе которой поставил своего сына Максима. Причем предприимчивому чаду приписывали сдачу в аренду общежитий своему же отцу за баснословные деньги из бюджета – порядка 3 млн грн в год. Последние обвинения в адрес вуза Мельника звучали в связи со злоупотреблениями во время подготовки к Евро-2012. Прокуратура Киевской области внесла в Единый реестр досудебных расследований данные о разворовывании бюджетных средств на 10 млн грн. По неофициальной информации, речь идет о доме, который построила сестра Мельника за счет государства как жилье для преподавателей университета, однако перед Евро-2012 дом получил название Hotel Irpin Apartments и был заявлен в качестве отеля для зарубежных болельщиков (стоимость 1 комнаты для 2-х взрослых - 200-300 евро за сутки).
«Взятие под стражу было намеком – дружище, беги!»
По мнению бывших коллег по депутатскому корпусу, Мельник просто стал жертвой интриг между Азаровым и тандемом Арбузов-Клименко. Нардеп Геннадий Москаль убежден, что Арбузов с Клименко давно хотели его крови, потому как все, что связано с налогами, должно бать вотчиной Семьи, а тут окопался самостоятельный феодал Мельник. К тому же оказался упрямцем. Депутаты говорят, что в последнее время, уже не будучи парламентарием, Мельник жаловался на прессинг со стороны бывших однопартийцев – заставляют уйти с должности ректора под любым предлогом, но вуз для него был как «часть тела», потому решили брать на взятке.
«Я смеюсь, когда говорят, что Мельник сам вскрыл электронный браслет и сбежал, - потешается Москаль. – Скажите, он специалист в высоких технологиях? Да нет. Просто многие милиционеры получали юридическое образование именно в Университете налоговой службы. Многие из них банально не имели дипломов, а работали со среднеспециальным образованием на офицерских должностях. Вуз Мельника был для них отличным местом легализации дипломов. Они может по факту там и не учились, но дипломы получали исправно и шли вверх по карьерной лестнице».
Мельник стал жертвой интриг между Азаровым и тандемом Арбузов-Клименко
Москаль убежден, что многие силовики области и Ирпенского района в частности обязаны Мельнику если не карьерой, то трудоустройством близких и другими услугами, которые последний оказывал часто и, конечно, не безвозмездно. «Они-то и помогли ему сбежать, - предполагает Москаль. - В деле Мельника альтернативы аресту просто не было, учитывая его связи и финансовые возможности. Однако само решение суда о взятии под домашний арест уже означало намек – дружище, беги, пока не поздно, а мы прикроем. Выехать из страны сейчас абсолютно не проблема».
По словам Москаля, у Украины очень скудная нормативно-правовая база по экстрадициям, мы руководствуемся в основном Европейской конвенцией о выдаче правонарушителей, и если Мельник всплывет в любой не европейской стране, о его выдаче можно забыть. «К Пискуну во Францию Мельник не поедет однозначно, там его найдут и выдадут. А вот в США, в Лос-Анджелес к дочери вполне мог махнуть. Со Штатами у нас нет ни единого договора об экстрадиции. Я не пойму, почему Шепелев (экс-нардеп БЮТ, обвиняемый в заказных убийствах и разворовывании банка «Родовид») поперся в Венгрию, которая как раз подписала конвенцию и может его выдать», - удивляется Москаль.
Он считал себя «в доску своим»
Бывший начальник столичной милиции и нардеп Виталий Ярема также полагает, что Мельнику помогли сбежать сотрудники УВД области или района. «Беглый ректор верой и правдой служил Партии регионов, вспомните агитацию за Януковича в 2004 году, когда он заставлял голосовать преподавателей и студентов, потом грязные выборы на его округе со всевозможными скандалами, потом рукоприкладство к Ирине Геращенко, - перечисляет Ярема. – Он считал себя в доску своим среди регионалов, однако забыл, что в Партии регионов нет своих и чужих. Там есть только личные финансовые интересы».
По словам Яремы, много лет подряд говорилось о колоссальных суммах взяток, которые нужно заплатить, чтобы поступить в Налоговый университет Мельника. Но тогда ректор был нужен и его не трогали. Сейчас же на смену старому поколению, к которому относят и Азарова, и Мельника, приходят новые – более жадные, циничные и беспринципные. Заслуги старых членов ПР их не волнуют, потому и команда «сливать Мельника», вероятно, поступила, когда он отказался сдать свой прибыльный образовательный бизнес в виде ведомственного вуза под крышей новосозданного «монстра» - Министерства доходов и сборов.
Бывший глава МВД Юрий Луценко того же мнения: «Понимание, что там процветает взяточничество, было. Но заявлений о вымогательстве при мне не поступало. А я никогда не ставил перед МВД задач поймать кого-то персонально. Но обратите внимание, кто зафиксировал взятку, – Минсдох. Итак – борьба молодых и старых кланов внутри мафии», – заявил Луценко Контрактам.
Многие регионалы, не желающие называть фамилии, рассказывают, что Александр Клименко – глава Министерства доходов, давно вынашивали идею реорганизовать Налоговый университет Мельника в единый вуз по подготовке сотрудников для налоговой и таможенной службы. Реорганизация означала бы для Мельника потерю ректорского кресла, ведь тогда должны быть назначены перевыборы, а на него и так давили, чтоб он ушел на пенсию. Но Мельник, создавший Налоговый университет на месте захолустного индустриального техникума, ежегодно выбивавший колоссальное бюджетное финансирование под него, никак не мог уступить младорегионалам это сытное корыто.
Милиция уповала на здравый смысл
Создавший Налоговый университет Мельник не желал уступать младорегионалам это сытное корыто
Недавно прокуратура Киевской области пафосно заявила, что уже определен круг лиц, причастных к побегу Мельника из-под домашнего ареста. Однако ни фамилий, ни должностей виновных названо не было. А в УВД Киевской области ни о каких репрессиях со стороны прокуроров их из-за удравшего ректора никто не слышал.
«Браслетами милицию снабдила израильская фирма, к нам приезжали их специалисты, настраивали оборудование, обучали персонал, - рассказал Контрактам начальник пресс-службы милиции Киевщины Николай Жукович. – Все оборудование было протестировано и работало нормально. Побег Мельника не означает, что браслет легко можно снять, пока к нему добежит милиция. Быстрота приезда наряда на срабатывающий тревожный сигнал зависит от многих факторов – в первую очередь, от отдаленности подследственного с браслетом от ближайшего пункта милиции».
По словам Жуковича, никто специально не будет держать для домашнего арестанта караул возле его порога. Представитель милиции Киевщины убеждает, что когда человеку светят нары в СИЗО или, как альтернатива, электронный браслет, он должен понимать - надев браслет, он добровольно обязуется выполнять все условия, а не делать ноги при первой же возможности. «Подследственный ведь сам заряжает браслет. А если сядет батарейка, на пульт контроля поступит сигнал тревоги, аналогичный срыванию браслета, - продолжает Жукович. – Когда человек понимает, что его не бросили на нары, а оставили дома, он даже в случае отключения света будет звонить в милицию и кричать благим матом: не задерживайте меня, у меня просто электричество выключили!»
Однопартийцы: Мельника могли выкрасть
В Партии регионов не любят говорить на тему побега налогового ректора. Многие обязаны Мельнику разнообразными услугами и предпочитают как о покойниках: либо хорошо, либо ничего. «Брал он или нет, должны разбираться следствие и суд, - считает Владимир Олийнык, нардеп от ПР. – Тот факт, что Мельник сбежал из-под домашнего ареста, абсолютно не означает виновность. А если он не сам сбежал, а было похищение? Я считаю, что пока нет решения суда, что Мельник вымогал взятку, он невиновен. Дай Бог ему здоровья вернуться живым и доказать это в суде».
Осиротевший вуз
Между тем, вуз Мельника остался без хозяина. И.о. ректора назначена бывшая проректор по научной части Людмила Тарангул. В комментарии Контрактам она заявила, что ничего не знает о деле Мельника, а новости, как и все, узнает из телевизора. Но надеется, что ситуация с патроном разрешится позитивно. Его секретарь Анжелика Кифорак (девушка модельной внешности, не раз побеждавшая в студенченских и районных конкурсах красоты - ред.) даже создала в интернете группу поддержки Мельника и считает его едва ли не своей иконой.
В последнее время Мельник жил в селе Дмитровка, в громадном особняке из красного кирпича и устраивал бурные праздники на день села. Приглашал группу «Алиби» и других исполнителей. А сейчас односельчане поговаривают, что из усадьбы потихоньку начинают вывозить мебель. И немудрено, ведь по слухам, еще до домашнего ареста Мельник оформил с женой фиктивный развод и все имущество теперь на ней. Предвидел вероятную конфискацию, что тут скажешь…
Фото сайта БилдГрупМенеджмент