Контракты узнали, сколько воров в законе осталось в нашей стране, где они живут, в каких тюрьмах сидят и на что влияют.
Когда главные расхитители государства – политики и чиновники, кажется, что не может быть третьей силы, решающей кому и что красть. Но, как рассказывают бывалые оперативники, кроме коррупционного бюрократического аппарата, в Украине до сих пор сохранились и воровские традиции. Речь идет не просто о мелких преступниках, а об элите уголовного мира – ворах в законе. Это люди с богатой тюремной биографией, пользующиеся авторитетом среди криминалитета и подминающие под себя власть в государстве. Недавно на Киевщине задержали влиятельного российского вора – Николая Кравченко по кличке Коля-Бес. В РФ он обвиняется в организации убийства своего соперника— еще одного криминального авторитета Олега Журавлева, которое имело место в 1996 году, и вымогательстве 47 млн руб (12 млн грн). По оперативным данным в Украине он пытался наладить контакт с местным криминалитетом и получать прибыль от крышевания банд воров и подпольных казино. Сейчас он ждет экстрадиции в РФ.
Эксперты отмечают возрождение старой тенденции, характерной для 90-х – стойкого сращивания чиновников и криминалитета. Как утверждает бывший начальник милиции Киева, генерал и нардеп Виталий Ярема, сейчас правоохранительная система под стойким контролем уголовных элементов, и так называемые «смотрящие» закреплены за каждой отраслью экономики. Формально ведомством может руководить чиновник, на деле же им в ручном режиме управляет криминальный авторитет. Постоянно происходит передел сфер влияния, отсюда и вал заказных громких убийств – от семьи харьковского судьи Владимира Трофимова до мэра Симеиза Кирилла Костенко. Убитому судье приписывают контакты с харьковским авторитетом по кличке Шмонька. О близкой дружбе Костенко со специфическим контингентом свидетельствовали надписи на могильных венках, присланные «от братвы».
У нас прописаны четыре вора
По сведениям Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД на сегодняшний день в стране сохранили «прописку» четверо обладателей воровской короны, еще столько же сидит в украинских тюрьмах. Их было бы пять, но в прошлом году от болезни скончался авторитетный вор, которого по праву считали патриархом Украины криминальной – Сергей Мамедов, по кличке Мамед. По слухам, он был держателем воровской кассы – общака – и назначал смотрящих в регионах. Сыщики говорят, что за оставшимися украинскими ворами не закреплен какой-то конкретный регион, так как они постоянно меняют адреса и переезжают туда, где появляется возможность наладить криминальный бизнес. Контракты не утверждают, что все они преступники, однако есть обоснованные предположения, что их слово очень весомо в криминальном мире.
Лера Сумской, он же Сергей Лысенко (1954 г. р), уроженец Сум. Шесть раз судим. Коронован в 1993 году на сходке в сумском ресторане «Вечорниці». В 90-е занимался сборами дани с торговцев паленой водкой. Последний раз сидел в 1998 году за вымогательство. По оперативным данным после смерти Мамеда стал одним из самых влиятельных воров Украины. Сейчас живет с того, что через доверенных людей поставляет на зоны спиртное и сигареты за немалые деньги («за колючкой» бутылка обыкновенной водки может стоить от 300 грн). 10% выручки он всегда отдает на «грев» зоны – на эти деньги закупается чай, продукты и сигареты, и все это добро раздается сидельцам бесплатно. Потому Леру зэки уважают. Говорят, он даже в силах организовать тюремные бунты в подконтрольных ему колониях. Такое уже было в Харькове и Львове. Не раз задерживался за попытки организации воровских сходок. Недавно на его вотчине - Сумщине накрыли целых три ОПГ из сферы влияния Леры Сумского, которые промышляли угоном автомобилей, похищением людей, распространением фальшивой валюты. Сам Лера мигрирует с места на место, за два последних года за различные админнарушения привлекался в шести областях Украины. На более серьезном преступлении его задержать пока не могут.
Шарик, он же Валерий Шеремет (1949 г. р.), живет в Одессе. У него семь судимостей. Хоть старый воровской кодекс и запрещает иметь семью – сожительствовал с женщиной, есть взрослый сын. Благодаря изворотливости и опыту выжил во время беспредела 90-х, когда в Одессе развернулась полномасштабная война между местными ОПГ Георгия Стояна и Александра Ангерта по кличке Ангел. В 2007 году выехал с сыном в Германию, позже оба были задержаны в Мюнхене по подозрению в квартирной краже. Однако уже в 2011 году опять вернулись на родину. Сын Шарика рассказывает, что его отец вовсе не криминальный патриарх, а обыкновенный пенсионер, которому постоянно «портят нервы» местные правоохранители, таская в участок по любому поводу.
Вася Ушатый, он же Василий Русан (1974 г.р.), живет то в Киевской области, то в Одессе. Кличку получил из-за торчащих ушей. Хоть по старым воровским понятиям не мог получить корону, потому что отслужил в армии, однако был коронован одним из самых уважаемых кавказских воров – Антимосом Кухилавой (депортирован из Украины в 2009 году). Входил в группировку Антимоса и вместе с ним обкладывал данью большинство шашлычных в Киеве. Если Кухилава уезжал из столицы – Ушатый всегда оставался смотрящим. Считается самым молодым законником страны. Трижды судим, последний раз отсидел 5 лет. По оперативным данным, пытается влиять на банды, занимающиеся квартирными кражами в столице, угонами машин, оборотом наркотиков. По неофициальной информации одним из первых понял доходность продаж самодельного наркотика – винта и взял под свой контроль его производство и продажу в столице. Поддерживает зоны в Киевской области.
Леня Краснодонский, он же Алексей Сальников (1973 г.р.) Прописан в Молодогвардейске Луганской области. Стал вором в законе в 1999 году, коронован законником по кличке – «Цыган». От судимостей его защищает справка из психдиспансера. В прошлом - спортсмен-рукопашник. Ходили слухи, что в 2008 году во время задержания в донецкой гостинице «Виктория» он якобы сказал, что не поддерживает воровские традиции и отказался от статуса «вора в законе». (По понятиям любое отрицание означает потерю авторитета). Однако, эта информация была, скорей всего, уткой, распущенной операми специально, чтобы подорвать его авторитет в криминальном мире. Оперативный интерес Краснодонский представляет до сих пор, так как влияет на Луганскую область, в частности подозревается в содействии транзиту контрабанды из России.
Сами воры преступлений не совершают
«Воры в законе у нас в стране вовсе не вымирающий вид, - рассказывает заместитель начальника ГУБОП МВД Украины Виталий Стрижак. – Те, которые постоянно живут в Украине, и их приезжие «коллеги» пытаются подмять под себя группировки квартирных воров, автоворов-барсеточников и других. Подавляющее их большинство – выходцы из кавказских республик бывшего Союза. Причем формально предъявить им нечего, потому как законники сами преступлений не совершают».
Если сравнивать с 2005-м годом, то успехи в борьбе с этой кастой довольно существенные. Семь лет назад по оперативной базе ГУБОПа проходили 19 законников, постоянно или набегами появляющиеся в Украине. За это время многие были выдворены из страны, посажены в тюрьму, кто-то из воров скончался. Сейчас же УБОП под различными предлогами пытается выставить таких незваных гостей прямо на границе.
«На заезжих воров составляют админпротоколы о нарушении миграционного законодательства либо выносят еще на границе предписание, что они являются «нежелательными персонами» в Украине, - говорят в пресс-службе ГУБОП МВД. – Таким образом, законников выдворяют на 5 лет».
Всего, по данным ГУБОП МВД, за последние два года из страны выслали более 16 воров.