Контракти.ua

45815  —  05.03.13
Благотворительный фонд: возможности, перспективы и риски нового закона о благотворительности
Благотворительный фонд: возможности, перспективы и риски нового закона о благотворительности

3 февраля 2013 года вступил в силу новый Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Этот документ существенно упрощает порядок государственной регистрации благотворительных организаций, ужесточает требования к управлению этими организациями и расширяет возможности их использования для оптимизации налогообложения.

Государственная регистрация благотворительных организаций теперь будет осуществляться в том же порядке, что и госрегистрация предприятий. То есть, не органами Минюста, как было раньше, а государственными регистраторами согласно Закону «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей». Благодаря этому срок государственной регистрации благотворительных организаций сократится с двух месяцев, без учета времени на постановку на учет в органах ГНС, ПФУ и статистики, до трех рабочих дней с учетом времени постановки на учет. Кроме того, благодаря этому сократился перечень документов, необходимых для регистрации (в частности, не нужно будет подавать сведения об учредителях благотворительной организации и членах ее исполнительного органа, сведения о наличии отделений), и, как следствие, уменьшились риски отказа в регистрации.

Также стоит отметить отмену территориальных статусов благотворительных организаций. Для выхода на всеукраинский уровень теперь вовсе не обязательно создавать отделения в большинстве областей Украины.

Но в погоне за упрощением деятельности благотворительных организаций законодатель отменил также нормы, которые препятствовали нецелевому использованию результатов деятельности благотворительных организаций.

Так, был отменен запрет на формирование имущества и средств благотворительной организации за счет кредитов и запрет на передачу этих средств и имущества в залог. В результате, вполне реальной становится схема, при которой благотворительная организация, собрав определенный размер благотворительных пожертвований, возьмет кредит у предприятия или банка под залог этих пожертвований. А когда сроки возврата кредита пройдут, предприятие сможет обратить взыскание на все имущество благотворительной организации, в том числе, на собранные пожертвования.

Кроме того, судя по всему, благотворительные организации смогут выступать поручителями или залогодателями по кредитным договорам, предоставлять займы или кредиты за счет пожертвований. Ведь ч. 2 ст. 23 Закона запрещает осуществлять эти действия только по отношению к членам органов управления благотворительных организаций. Тем самым, допуская возможность предоставлять займы и кредиты другим лицам.

Нет в новом Законе и требований относительно того, чтобы получателями благотворительной помощи были лица, которые в ней нуждаются. Раньше такое требование присутствовало в определении получателя благотворительной помощи. Теперь же получатель может получать благотворительную помощь для любых законных интересов во всех сферах благотворительной деятельности. При этом к числу последних отнесены, в том числе, стимулирование экономического роста и развития экономики Украины и ее отдельных регионов и повышение конкурентоспособности Украины. То есть, теперь благотворительные организации вполне легально могут предоставлять благотворительную помощь предприятиям для стимулирования их экономического роста и конкурентоспособности.

Владимир Гурлов

Партнер Юридической компании «Правовая помощь»

Исчезли в новом Законе и требования относительно необходимости учета на отдельных банковских счетах средств для хозяйственной и благотворительной деятельности. Заслуживают внимания положения ч. 2 ст. 6 Закона, разрешающие возврат благотворителю как возвратной финансовой помощи сумы валютных ценностей благотворительного гранта, целевое использование которых не состоялось в течение срока, определенного благотворителем. Для благотворителя это может быть способом временного вывода денежных средств с целью уменьшения налоговых обязательств в определенный учетный период, с дальнейшим возвратом ему этих средств.

На фоне всех этих и многих других возможностей по использованию благотворительных организаций, декларативным выглядит запрет на предоставление благотворительной помощи политическим партиям или от имени политических партий, а также запрет участвовать в предвыборной агитации. Во-первых, ничего не мешает предоставить благотворительную помощь другому юридическому лицу, которое, в свою очередь, профинансирует политическую партию. Во-вторых, нет запрета на предоставление благотворительной помощи избирателям от имени кандидатов в президенты или народные депутаты, а также непосредственно кандидату в президенты или народные депутаты. В-третьих, одновременно с введением этого запрета исчез запрет на занятие благотворительностью президенту, народными депутатами, должностными и служебными лица государственных органов и органов местного самоуправления в пределах, выходящих за рамки задекларированных ими доходов.

Избежать таких злоупотреблений, вероятно, призваны более жесткие требования к управлению благотворительными организациями.

Так, новое законодательство ограничивает организационно-правовые формы благотворительных организаций, позволяя создавать их только в форме благотворительного общества, благотворительного фонда или благотворительного учреждения и определяет особенности управления ими. В частности, благотворительное общество должно создаваться не менее чем двумя учредителями. Благотворительный фонд и благотворительное учреждение – одним или двумя учредителями. При этом особенностью благотворительного фонда является то, что его участники не обязаны передавать ему любые активы для достижения целей благотворительной деятельности, а благотворительное учреждение, наоборот, создается за счет активов, которые передаются одним или несколькими учредителями для достижения благотворительных целей за счет этих активов и/или доходов от них.

Также в Законе появились требования к заключению сделок, в которых могут быть заинтересованы члены органа управления. В частности, члены органа управления благотворительной организации не могут принимать участие в принятии решений относительно договоров или других правовых сделок между благотворительной организацией и этим членом органа управления или связанным с ним лицом. Кроме того, участники (учредители) и члены органов правления благотворительных организаций не могут быть участниками бенефициарами (получателями благотворительной помощи).

Но, во-первых, законодательство четко не определяет последствия заключения сделок с нарушением этих запретов (поэтому такие сделки будут оспоримыми), и кто сможет оспаривать такие сделки (вероятно, этим будут заниматься налоговые органы). Во-вторых, неясно, являются ли членами органов управления благотворительных организаций их учредители и/или участники. С одной стороны, общее собрание участников также названо органом управления благотворительной организации, с другой – ч. 4 ст. ст. 23 Закона разделяет понятия учредителей (участников) и членов органов управления благотворительной организации.

Вышеописанные нечеткости законодательного регулирования могут иметь критические последствия. Ведь ч. 2 ст. 27 Закона позволяет по решению суда прекратить деятельность любой благотворительной организации по иску любого заинтересованного лица в случае использования ее активов с нарушением установленных Законом требований в течение не менее 12 месяцев. Учитывая, что требования к использованию активов законодательством четко не определены, а под заинтересованным лицом может пониматься почти любое лицо, то угроза принудительной ликвидации будет постоянно висеть над благотворительными организациями как «дамоклов меч».

Статьи по теме
Как вернуть депозиты, осевшие на счетах банков-банкротов
Как вернуть депозиты, осевшие на счетах банков-банкротов

В последние несколько лет отечественные вкладчики полной мерой ощутили влияние банковского кризиса в Украине. С 2014 года были признаны проблемными порядка семидесяти банков, действующих в Украине.
18.04.16 — 6130

Карманные третейские суды на страже интересов кредиторов
Карманные третейские суды на страже интересов кредиторов

Денис Киценко, кандидат юридических наук, специально для Контрактов рассказал о практике разрешения споров в Третейских судах Украины и мировых соглашениях.
18.04.16 — 3387

Скрываться от исполнительной службы станет сложнее
Скрываться от исполнительной службы станет сложнее

У украинских кредиторов наконец-то могут появиться ловкие помощники по взысканию долгов.
01.04.16 — 2244