В последнее время Гостиный двор стал самым долговременным и массовым примером сопротивления рейдерским атакам на памятники архитектуры. До сих пор борьба за судьбу и статус этого объекта не закончена. «Контракты» решили разобраться в этой скандальной истории.
В ночь с 8 на 9 февраля на Подоле в Киеве пылало здание Гостиного двора. Огонь повредил конструктивные элементы кровли, а в ликвидации возгорания участвовали 19 пожарных отделений. Правоохранители рассматривают две версии пожара - поджог и короткое замыкание.
В последнее время Гостиный двор стал самым долговременным и массовым примером сопротивления рейдерским атакам на памятники архитектуры. Именно поэтому версия о поджоге имеет право на жизнь, поскольку уничтоженная огнем крыша означает необходимость отселения «УкрНИИпроектреставрация» и, возможно, архитектурной библиотеки из Гостиного двора. Это, в свою очередь, позволит «реставраторам» перейти от подготовительных работ к капитальному строительству (реконструкции) Гостиного двора.
До сих пор борьба за судьбу и статус этого объекта не закончена…
Рожденный в огне
Высоких особ, желающих приватизировать и перестроить Гостиный двор, привлек его неоднозначный, как им казалось, статус. Здание на Контрактовой площади, 4 в древнейшем киевском районе Подол – «новодел», с точки зрения ревнителей аутентичности памятников. Сооружено оно в первой половине 1980-х годов, заменив собой изначальную одноэтажную постройку итальянского архитектора Л.Руска. Тот, первый, Гостиный двор, имел не слишком счастливую судьбу. Перенеся на третий год своего строительства тяжелую «родовую травму» - страшный пожар лета 1811 года, он так и остался «недоношенным» - в один этаж, хотя Руска изначально планировал два. За 170 лет Двор очень обветшал, а тут под ним еще и метро прорыли, причем открытым способом. Незадачливое творение итальянца начало разрушаться. Выход был найден в полной перестройке Гостиного двора и надстройке второго этажа – т.е. в согласии с первоначальным проектом.
Имели ли в те годы архитекторы право реализовывать проект, не законченный их предшественником? Прецеденты такого рода к тому времени в Киеве уже были – Золотые Ворота, воссозданные к 1500-летию столицы в 1982 году, вызывали еще больше сомнений. Древние русичи чертежей ворот нам не оставили, так что приходилось полагаться на скрупулезность историков и инженеров, взявшихся за реконструкцию сооружения, утраченного еще 300 лет назад. В случае с Гостиным двором было легче – чертежи имелись, и по ним было возведено отличное сооружение в духе высокого классицизма. С 1994 г. в нем обосновалось АОЗТ «Укрреставрация», и, казалось, под такой «крышей» двор будет жить долго и счастливо. Но нет – не прошло и пары десятков лет, как над зданием нависла угроза перестройки и превращения в торговый центр. Место ведь более чем привлекательное – где еще в тесно застроенном старом районе можно «отгрохать» роскошный ТЦ с 300-местным паркингом?
«Серые тени» над Гостиным двором
Все началось весной 2011 года, когда «Укрреставрация» передала 91% своих акций кипрскому офшору «Афридерко Холдинг Лимитед». Тогда эта сделка прошла незамеченной. Пресса и общественность встрепенулись лишь тогда, когда Гостиный двор начали «реконструировать» огромными молотами, и рыть под Двором шурфы непонятного назначения.
Проект реконструкции является откровенным издевательством над архитектурным обликом Киева
Кто стоит за всем эти безобразием? СМИ, занимающиеся расследованием скандалов, окружающих «Укрреставрацию» в целом и Гостиный Двор в частности, долго указывали на главу Государственного управления делами при президенте Украины Андрея Кравца как на главное заинтересованное лицо. Именно руководителю ДУСи, утверждали они, принадлежит кипрский офшор, приватизировавший «Укрреставрацию». Но в начале ноября 2012 года в «Зеркале Недели» появилась информация, что за ветвистой структурой офшора прячутся ни кто иные, как Дмитрий Фирташ и Юрий Бойко. На Фирташа указывал и известный активист движения «Сохраним старый Киев» Игорь Луценко. Он же упоминал фамилию нового спикера Верховной Рады Владимира Рыбака.
Судя по всему, через общую структуру нескольких уровней офшора повязаны все упомянутые персонажи. Лобби в лице столь могущественных особ объясняют ту напористость и бесцеремонность, с которой здание выводили из числа памятников, состоящих на госохране, и из списка объектов, не подлежащих приватизации. Из реестра Двор исключили еще 15 августа 2011 года (постановление имеет подпись Николая Азарова), но почти год об этом общественность почти не знала, также как не знала о переформатировании самой «Укрреставрации». И только в конце апреля 2012 года, когда Кабмин одобрил разработку проекта реконструкции здания, возмутились неравнодушные к попранию истории старого Киева представители общественных, молодежных и правозащитных организаций. Как итог, в конце мая во внутреннем дворике Гостиного двора возникла Гостиная республика, существующая до сих пор.
Бои на «республиканском фронте»
Время для контрудара по планам реконструкции памятника было выбрано удачно: накануне футбольного чемпионата у «гостинодворцев» был шанс привлечь к себе внимание без опасения быть изгнанными из двора. Опасность усилилась с приходом холодного сезона, когда число посетителей Гостиного двора уменьшилось, а сама история гостинодворского сопротивления потеряла новизну. Существование Гостиной республики стало восприниматься как данность. К тому же, общественники отвлеклись на иные скандалы вокруг исторического наследия Киева – в частности, на строительство храма на территории Старокиевской горы. Уменьшением внимания к Гостиному двору воспользовались реконструкторы, которые в ночь на 19 декабря предприняли штурм здания. Попытка выгнать оттуда ночевавших активистов первоначально удалась, но в итоге захлебнулась, в том числе благодаря прибытию оппозиционных депутатов Верховной Рады. После физических стычек установилось шаткое перемирие. Буквально через день после атаки появился приказ Министерства культуры №1566 о внесении в Госреестр недвижимых памятников Украины «Комплекса сооружений Контрактовой площади», где Гостиный двор, с охранным номером 917-Кв, назывался центральным объектом ансамбля площади. Приказ подписан находившимся уже тогда в статусе и.о. министра культуры Михаилом Кулиняком. Тогда же «зашевелилась» и КГГА: Главное управление охраны культурного наследия предписало «Укрреставрации» остановить строительные работы и предоставить в управление всю проектную и разрешительную документацию. Упомянули даже об уголовной ответственности за нарушение закона об охране культурного наследия.
Однако эти запоздалые «покаяния» Минкульта ничуть не остановили застройщиков. Ведь с августа 2012 г. существует иное постановление о приватизации - парламентское, проголосованное со столь хитрым цинизмом, что претендует на звание образца принятия скандальных решений в нынешней Украине.
Скандальное решение о приватизации
Разгром «гостинодворцев» будет означать отсутствие у «пипла» альтернативы посещению очередного «мажорного» ТРЦ
Пытаясь усыпить общественность и журналистское сообщество, парламентское постановление об исключении двора из списка объектов, не подлежащих приватизации, было 5 августа 2012 года, в буквальном смысле, «спрятано» среди пунктов приятого в тот день закона об ипотечном кредитовании. Это было бы даже смешно, если бы не было так грустно. К ипотеке Гостиный двор малейшего отношения не имеет. А странную поправку к закону внес депутат от НУ-НС Александр Клименко. Впоследствии он баллотировался по списку «Нашей Украины», возглавляя штаб партии в Донецкой области. Этой информации думающим людям уже достаточно, чтобы понять, почему он согласился внести данную поправку. Кстати, сам Клименко за собственную поправку не проголосовал. Но это было уже неважно – решение парламентом было принято, и Гостиный двор стал объектом приватизации.
К слову, приватизация предусматривает проведение конкурса, но до сих пор никакого конкурса Фонд госимущества не проводил. Зато работы на объекте постоянно пытаются активизировать. Неторопливость ФГИ с проведением конкурса можно объяснить лишь одним – нормой законодательства, согласно которой арендатор, вкладывающий в ремонт объект четверть его стоимости, получает внеконкурсное право на приватизацию. «Укрреставрация» работы как раз и начала. И ведет их по методу «собака лает, а караван идет». Несмотря на отсутствие разрешительных документов, нежелание обнародовать план реконструкции, новые запреты со стороны Минкульта и продолжающее сопротивление «гостинодворцев».
Пособники «прихватизаторов»
Содействовали рейдерам не только Верховная Рада, но и КГГА с Киевсоветом. КГГА принимала решения о разработке проекта реконструкции. Минкульт, до того, как Кулиняк попытался на исходе своей каденции «умыть руки», вернув Гостиному двору статус памятника, исключало здание из памятникоохранного реестра. Попытку захвата Двора в декабре 2012 года «Укрреставрация» прикрывает бумагой, выданной чиновником рангом поменьше: 15 ноября 2102 г. Инспекция Госархстройконтроля в Киеве за подписью заместителя начальника этой организации Н.Трайно выдала разрешение на реконструкцию. И это при том, что реконструкция до этого уже велась – явочным порядком, самовольно, несмотря на то, что во внутреннем дворике продолжались мероприятия активистов Гостинодворской республики. Это постановление не могло быть законным хотя бы потому, что с июня продолжается судебное разбирательство по иску Украинского общества охраны памятников истории и культуры против застройщика.
Фигурирует в конфликте и приказ Минкульта заключить с собственником Гостиного двора специальный охранный договор, а заместителя министра культуры – А.Губину – контролировать всю ситуацию. Вместо выполнения распоряжения Минкульта, 16 января застройщики загнали внутрь Двора башенный кран…
Теория и практика «культурного сопротивления»
Где еще на Подоле можно «отгрохать» роскошный ТЦ с 300-местным паркингом?
Защитники Гостиного двора бьют тревогу не «из принципа». Имеющийся проект является откровенным издевательством над архитектурным обликом Киева. Здание собираются превратить в обычный супермаркет, увеличив его площадь почти в три раза – с 9 до 23,5 тыс. кв. м, частично застроив внутренний двор, надстроив третий этаж и застеклив наружные галереи. На самой Контрактовой площади предусматривается парковка на 300 автомобилей, что напрочь уничтожает здешнюю зеленую зону, столь важную для центра города.
Но намного важнее понять и иное: неравнодушные граждане, устраивающие внутри атакуемого Двора перформансы, лекции и конкурсы, борются не только с Кравцом или Фирташем, не только с продажными чиновниками из КГГА или Минкульта. Они бросают вызов системе, в которой есть только коррупция и коммерческий интерес, есть только продавец и покупатель, а для «пипла» нет альтернативы посещению очередного «мажорного» ТРЦ. Интеллектуальное, в европейском духе наполнение пространства, в котором существуют культурные вечера и обмен знаниями, энтузиазм и внимание к историческому прошлому, сознательно заменяется двуглавым монстром - культом силы и культом денег.
Битва за Гостиный двор не менее значима и важна для Украины, чем энергетическая независимость или безвизовый режим. Разгром защитников Гостинки будет означать очередное торжество модели криминального государства. Той модели, которая ныне торжествует на евразийском пространстве. Если победа, хотя бы в каком-то виде, останется за защитниками Двора, тогда и только тогда можно поверить в то, что общественность в нашей стране что-то может, несмотря на постоянное желание властей «перегнуть через колено» и «завинтить гайки». Успех покажет, что наши европейские устремления все-таки чего-то стоят. Ведь европейский менталитет немыслим без гражданского общества, гражданского активизма и умения заработать на таких нематериальных активах, как репутация, культура и туристическая привлекательность.
[gallery1382]