Вспоминая гончара, мы представляем себе добродушного седого дядю в соломенной шляпе, сидящего за деревянным гончарным кругом. Сергей Мантулин называет себя «индустриализированным гончаром», и все, что осталось от привычного для нас образа – добродушие и седина. В его школе «Время Керамики» Контракты.UA узнали о традициях гончарства, тонкостях работы с глиной и целительных свойствах этой профессии.
На улице Желябова, 2а расположилась школа-студия «Время Керамики». Основатели школы – супруги Сергей и Татьяна – начали осваивать ремесло гончара в довольно солидном возрасте, и, достигнув высокого уровня, решили поделиться знаниями с людьми. Школа-судия расположилась в небольшой комнате, где на нескольких электронных кругах работают ученики. Многочисленные полки украшают кувшины, чайники, блюдца, пиалы, горшки и другие изделия учеников и мастеров школы. По словам ее основателей, единственное качество, которым должен обладать будущий гончар – желание научиться. Всему остальному человека научит сама глина.
Сергей, расскажите, как пришло решение основать первую в Киеве школу гончарства? Ведь «Время Керамики» до сих пор единственная в своем роде.
Сергей Мантулин: Мы вспомнили, как тяжело нам приходилось в учебе. Поэтому и решили создать первую в Киеве школу гончарства, которая успешно работает уже четвертый год подряд. Научиться этому в Украине было фактически невозможно. Это сейчас наши ученики открыли свои собственные школы в Запорожье и Днепропетровске. А тогда нам пришлось собирать с миру по нитке. В буквальном смысле. Теперь у нас много друзей в западной Европе, США, Грузии и даже Японии. Мы учились долгих семь лет, и когда поняли, что нам есть что рассказать и показать – появилась студия «Время Керамики».
Кто посещает вашу школу? Молодежь или люди в возрасте?
Сергей Мантулин: Люди самые разные, определенных тенденций нет. Это и дети школьного возраста, и молодые мамы, которым работа с глиной помогает восстановиться морально, и пенсионеры, для которых это очередной вид досуга. Но по большей части – это люди умственного труда. Обычно они приходят вечером, после трудового дня. Бизнесмены, юристы, экономисты. Особенно много в последнее время программистов. Этим людям нужна отдушина, место, где они бы смогли отвлечься от проблем бизнеса. В течение трех-четырех часов его мозг сконцентрирован на простейших вещах. Одно такое занятие заменяет им неделю отпуска. Я и сам до сих пор так делаю. Устал от проблем – сел за круг, сделал пару кувшинов и будто заново родился!
В каком режиме проходят занятия в студии?
Сергей Мантулин: Когда-то мы делили учеников на группы, но недавно от этого отказались. Часто человек не успевает, задерживается на работе, уезжает в командировку, а потом лихорадочно догоняет всю группу. А глина не любит спешки. Сегодня у нас занимаются в свободно режиме. Звонит человек и спрашивает: «Есть свободный круг?». Если есть – он приезжает и работает. Таким образом, каждый наш ученик постепенно выстраивает для себя свой собственный график занятий.
Ваша основная задача – обучать гончаров. А вещи на заказ вы делаете?
Сергей Мантулин: Вещей на заказ мы не делаем принципиально. Разве в виде исключения. К примеру, недавно к нам обратились из музея Туалета. У них есть старинные зарисовки предметов личной гигиены, по которым они попросили нас исполнить ряд экспонатов. За такую работу беремся с удовольствием. А заниматься производственной деятельностью нет ни желания, ни времени.
Ваша школа-судия поглощает немало времени. Это ваше основное занятие?
Сергей Мантулин: Мы с супругой работаем в сфере СМИ, у нас собственное информационное агентство. Не нужно никого обманывать – гончарная школа не может принести больших дивидендов, да и не должна. Я сам экономист по образованию, и понимаю, что можно было бы распиарить ее, сделать грамотную рекламу, нанять учителей, поставить обучение «на поток». Но наша изюминка в том, что с каждым учеником мы работаем почти индивидуально, тратим на него много времени. После нашего трехчасового мастер-класса, люди, которые в глаза не видели гончарный круг, делали качественные вещи, были в восторге и непременно приходили еще. Вот почему мы не хотим расширяться и коммерциализировать нашу школу.
Для таких объемов работы нужно много сырья. Расходный материал влетает вам в копеечку?
Сергей Мантулин: Отнюдь – мы ведь живем в Украине. У нас есть карьер белой глины в Дружковке. А в Славинске есть завод «Керамические массы Донбасса». Там мы закупаем очищенное сырье в брусках по 35 кг, по расценкам около двух гривень за килограмм.
Как вы планируете развиваться дальше?
Сергей Мантулин: Наша школа с первого дня была самодостаточной. Как только мы заявили о себе, к нам моментально пришло несколько групп учеников. Начинающим гончарам мы преподаем базовый курс – двенадцать трехчасовых занятий. От простого к сложному. Важно, чтобы ученик практиковался не только в студии, но и осваивал теорию дома. Начиная с изготовления чашек, пиал, горшков, продолжая кувшинами и вазами. Заключительный этап – когда человек сам сделал заварной чайник. Означает ли это, что он стал гончаром? Нет. Но он сделал большой шаг к этому и дальше может развиваться самостоятельно.
Говорят, работа с глиной и гончарным кругом влияет на человека. Вы с этим согласны?
Сергей Мантулин: Безусловно. Слишком импульсивный человек не сможет работать с глиной. Как и человек со слабым характером. Глина уравновешивает человека. Первого она сделает спокойным и внимательным, второго – смелым и упорным. Часто люди очень сильно меняются после работы в студии. Это целая философия. Случается, что глина лечит людей. Как-то раз к нам привезли пожилого мужчину. В прошлом заядлого рыбака, но заниматься любимым делом он больше не мог – у него не работала левая рука. Мы с ним сели за круг, он начал работать. Прошло часа три, я на что-то отвлекся… потом смотрю – он работает обеими руками, а на глазах у него слезы. Так что глина не только воспитывает людей, но и исцеляет.
Существует много разных традиций гончарства. Какую именно вы преподаете?
Сергей Мантулин: Мы не останавливаемся на какой-то конкретной традиции. Объездив Европу и Азию, мы постарались взять самое лучшее и в европейской, и в восточной, и в азиатской традициях. Мы показываем нашим ученикам разные способы обращения с глиной и кругом. Мы не навязываем свой стиль, он вырабатывается в процессе обучения. Наш стандартный трехчасовой мастер-класс стоит 250 грн. Базовый курс, включающий в себя двенадцать занятий, стоит 3000 грн. Если ученик хочет заниматься в свободном режиме, то это будет стоить 50 грн в час. Наша школа всегда открыта для тех, кто желает постичь профессию гончара. Глина и гончарные круги ждут вас.