Как можно достичь успеха на еще не монополизированном рынке молодому предпринимателю, у которого на первых порах – один только энтузиазм, одна только любовь к Городу.
Казалось бы, что проще: насобирал информации, зарегистрировался как субъект предпринимательства, а в самом «богатом» случае, приобрел некий транспорт – и вперед - води, катай по городу гостей столицы и любопытствующих киевлян. Интернет пестрит предложениями организовать и провести экскурсию по столице в самом лучшем виде. Выбор есть, и есть даже выбор среди качественного продукта. Но с течением времени конкуренция растет и оттого падает разнообразие предлагаемого продукта. Хотя есть и положительные тренды – например, в столицу зачастили гости из далекого зарубежья, да и россияне своим интересом стабильно не обделяют.
Тем более интересно узнать, как можно достичь успеха на этом, еще не монополизированном, рынке молодому предпринимателю, у которого на первых порах – один только энтузиазм, одна только любовь к Городу. Мы отобрали три истории успеха в этом нелегком деле, и все эти истории имеют даже большее будущее, чем прошлое и настоящее. Тем и интересны.
Арсений Финберг, проект «Интересный Киев»
История Арсения Финберга – самая известная. В этом году будет 7 лет, как было основано интернет-сообщество «Интересный Киев». Тогда был расцвет формата Живого Журнала, а интернет начинал победное шествие по квартирам и офисам столичных жителей. С них все и началось. Финберг был на тот момент обычным энтузиастом, собиравшим необычные факты о Киеве и разработавшим первые маршруты для показа совершенно еще неизвестных достопримечательностей города. Начинание оказалось благодатным – сообщество росло, число участвующих в прогулках – тоже. Арсений решился на серьезный шаг - уволился с работы в престижной западной компании, посвятив себя экскурсионному бизнесу.
Это было ново, необычно и потому прибыльно. Момент истины для сообщества настал, когда оно стало коммерческим проектом. Тогда от него отвернулись многие, обвинив в понятном меркантилизме. Впрочем, потери быстро были компенсированы – желающих прогулять по тайным местам Киева не уменьшается. И поныне дворик с воронами недалеко от Золотых Ворот или работы молодого скульптора Константина Скритуцкого, рассеянные по центральным кварталам города, вызывают интерес не только у туристов, но и у тех, кто приехал в столицу на учебу или работу. Сегодня Арсению впору опасаться не недобора желающих, а конкуренции: интернет есть у очень многих, и вот уже с десяток изданий только за последние годы опубликовали списки некогда известных лишь Финбергу и его друзьям достопримечательностей.
Впрочем, Арсений не унывает. Его бизнес в настоящее время - это крупное бюро, предлагающее более 150 экскурсий. При офисе «Интересного Киева» можно купить литературу о столице, сувениры с символикой города. Сайт сообщества до сих пор посещают, в среднем, 3,5 тыс. человек ежедневно – «Интересный Киев» давно стал брендом, одним из самых «раскрученных» киевских экскурсионных бюро. По оценкам Финберга, в сообществе состоят до 10 тыс. человек – и это при том, что формат ЖЖ уже считается анахронизмом.
«В последние годы наилучшая отдача наблюдается от аудитории Facebook. «ВКонтакте» дает меньше, так как мы еще не занимались его активной раскруткой. Зато Google+ внес нас в рекомендованные страницы. Ну и «первичный» формат ЖЖ, с которого «Интересный Киев» начинался, тоже дает отдачу – мы по числу подписчиков являемся первыми в Украине», - сообщает Финберг.
Прибыльности бизнеса способствует хорошая выдача сайта «Интересного Киева» в поисковых системах. Сайт собрал и каталогизировал почти все материалы, касающиеся Киева, в первую очередь его истории и достопримечательностей.
Несмотря на всю эту «картину шоколадом», все равно остается вопрос: почему экскурсии «ИК» до сих пор популярны, несмотря на усиливающуюся конкуренцию?
Не стоит забывать, что столица Украины – самый охваченный интернетом город в стране. Играет роль и понятный эффект «сарафанного радио» от людей, уже побывавших на экскурсиях «Интересного Киева». Но намного более показательно иное – изначально контингент прогуливающихся по дворикам и закоулкам города составляли сами киевляне, которые не уставали удивляться тому, как, казалось бы, банальная подворотня или улочка могут таить в себе примечательные места.
Сообщество «Интересного Киева» является еще и форумом для общения по самым различным темам, связанным с киевской историей, местом виртуальной «тусовки» поклонников экстремальной фотографии, заброшенных зданий, промзон и крыш, рек и ручьев, парков и пещер. В свое время очень многие неравнодушные к Киеву люди нашли себя на электронных страницах этого ЖЖ, а потом встретились на экскурсиях. Подобная площадка для информации и общения - одна из самых известных на просторах столичного интернета, хотя есть и другие.
Сам Финберг признается, что основной доход вот уже который год ему обеспечивают все-таки не старушки, гуляющие по местам свого детства, и не студенты, а гости города, и в основном, иностранцы. В свое время он активно практиковал экскурсии в Чернобыль. Второй крупный проект по привлечению иностранцев был во время Евро-2012, когда «Интересный Киев», фактически, перенес свой офис на Крещатик, в центр фан-зоны. Аренда в этом месте оказалась более чем дорогим удовольствием. Больших прибылей Финберг, действовавший вместе с основательницей движения Free Tours Мариной Кривунченко, не нажил, хотя и в убытке не остался. Правда, по городу пришлось водить не столько рядовых болельщиков, сколько персонал компаний-спонсоров УЕФА.
Конечно же, огромную роль играет реклама. Сейчас для «Интересного Киева» уже настало то время, когда бренд работает на прибыль. Но так как конкуренция все равно не дает расслабляться, приходится размещать объявления в специализированных туристических изданиях, оставлять буклеты в гостиницах и хостелах, принимать участие в туристических выставках.
Сейчас цена на экскурсию «Интересного Киева» - от 50 до 120 грн в составе группы. Индивидуальные прогулки, ясное дело, дороже, и могут достигать 1000 грн. Эксурсоводов Финберг, сам прошедший соответствующие курсы, отбирает тщательно: слишком много на этом рынке «конвейерных», а не «творческих» гидов.
«Мы вышли в ноль уже после первого месяца работы, а мы существуем, не много не мало, уже седьмой год. Так что для меня этот бизнес – выгодный», - резюмирует Финберг.
Марина Кривунченко, проект Free Tours
Мы сидим в «Киевском трамвайчике» - месте, куда можно прийти не только за информацией о городе и сувенире, а и выпить кофе и просто посидеть. Трамвайчик – подлинный исторический вагон – только недавно занял свое место в парке имени Шевченко недалеко от центрального корпуса Киевского университета. По сути, это и есть Туристический информационный центр Киева, рассчитанный, в первую очередь, на иностранного гостя. Марина Кривунченко, переводчик и организатор движения Free Tours, теперь распоряжается в трамвайчике, рассказывая об «этапах большого пути» по организации бесплатных экскурсий по городу.
«Бесплатно? Ну не совсем, конечно. Наши экскурсоводы работают за чаевые», - улыбается Марина. Она начинала трудовой путь официанткой, работала, в том числе, и в США. Потому знает разницу между западной и отечественной культурами чаевых. «В Украине она составляет 10% - рассказывает девушка. - Наши экскурсоводы работают за этот гонорар. Могут и не получить ничего. Однако мы уже на том этапе, когда нас не воспринимают просто как группу студентов-энтузиастов. Мы известны благодаря информации от наших туристов. Помню, на первую экскурсию, 12 июня 2010 года, пришло два человека. А как трудно было пережить «несезон» - зимы 2010 и 2011 годов, когда на нашу точку начала экскурсий у киевского Главпочтамта на Майдане почти никто не приходил…»
Впрочем, начало туристической деятельности у Марины было не из серии «как я начинала с трех гривен в кармане». Ей, тогда журналистке газеты Kyiv Weekly, помог гражданин Кувейта Яхья Альдокхил. Именно он дал первые $5 тыс. под проект, который в Украине ни у кого не мог вызвать минимального энтузиазма. Все заключалось в самом слове «бесплатно». Марина на тот момент уже побывала на Западе, и знала, как организованы туристические инфоцентры и система бесплатных туров в Праге, Будапеште или Берлине. Вот и в Киеве она, девушка родом из Николаева, решила создать нечто подобное. Все-таки этот город влюбляет в себя и некоренных обитателей! Первоначальной «арабской инвестиции» хватило на полгода работы и малюсенький офис. Маршруты помогали составлять опытные экскурсоводы. Уже первый десяток экскурсий показал, чем интересуется иностранный турист. Это – советская тематика, особенности православной веры, современная жизнь города, политическая ситуация в стране. Не на все вопросы современный студент, пусть и с отличным знанием языка, мог ответить. Так постепенно Марина начала привлекать к своим турам и профессиональных экскурсоводов.
Марина сразу поняла полезность социальных сетей для раскрутки подобного бизнеса. Два с половиной года назад Facebook еще не был столь популярен в Украине. Пока фейсбукмания катилась к нам из-за океана, Марина уже набирала клиентуру и рекламировала себя через интернет. Довольно быстро ее дело удостоилось хвалебных рекомендаций на популярном ресурсе TripAdvisor. Но только через год, после перипетий первой зимы, когда ей стали очевидны «прелести» сезонного туристического бизнеса, удалось выйти на рентабельность.
Помимо чаевых от туристов, помогала и торговля книгами, сувенирами и картами. Были и изначально платные экскурсии – в Киево-Печерскую лавру, городские музеи. Кроме того, Марина почти сразу начала работать с риелторами, владельцами хостелов, а также коллегами, также начинавшими в ту пору свой бизнес – например, с Open Kiev, чьи двухэтажные экскурсионные автобусы только появились на улочках возле Крещатика. Умение договариваться и расположить к себе не пропали даром: к концу 2010 года Марина смогла переехать на Крещатик, что придало ее делу респектабельность и повысило узнаваемость.
«Городская администрация нам не помогала, но и не мешала. Это в наше время дорогого стоит. Мало того – уже в ходе Евро-2012 и после него наши достижения и успехи стали подаваться как общие успехи Киева на ниве туристического позиционирования города. Неожиданно было узнать, что фото нашего офиса демонстрировались столичными чиновниками на форуме в Швеции как образец политики горадминистрации в области туризма. Испытывала в этот момент неоднозначные чувства», - рассказывает Марина.
Евро-2012 оказалось для нее тяжелым испытанием. В этот период она работала вместе с Арсением Финбергом, и может констатировать то же самое, что и он: болельщиков экскурсии не слишком интересовали, даже бесплатные. Зато в качестве справочной службы буквально по всем вопросам, интересовавшим иностранцев, Марина и ее сотрудницы поработали изрядно, и даже чересчур. «После Евро-2012 я ощутила огромную усталость, даже говорить одно время мне было сложно – делится она недавними воспоминаниями – Так что я была рада, когда все это безумное лето завершилось».
Теперь Марина и ее Free Tours поселились в уютной достопримечательности – вышеупомянутом трамвайном вагончике. Концепция трамвая принадлежит главе общественной организации «Киев. Стратегия2025» Федору Баландину и Петру Чернышеву, а воплотить ее в жизнь поручили Константину Скритуцкому, автору многочисленных скульптур и скульптурных композиций в самых разных уголках столичного центра. Эту идею мэрия как раз поддержала: трамвайчик «поселился» в парке при непосредственном участии главы КГГА Александра Попова. Так что офис Free Tours одновременно – памятник истории и техники. А еще здесь каждый день звучат детские голоса – Марина проводит мастер-классы для самых маленьких киевлян. С детворой приходят суда и их родители – попить кофе, посидеть с ноутбуком, и даже провести переговоры. Место в уютном трамвае немного, но Марине не привыкать – первый ее офис был совсем крохотным. Ей есть куда расти – из англоязычных сайтов, предлагающих прогулки по Киеву, Free Tours находится на первом месте.
Павел Шинкаренко, проект Kyiv Nigut Tour
В минувшем 2012 году их особенно часто можно было встретить в городе. Они могли водить хороводы на Майдане Независимости и играть в «крокодила» на Владимирской горке, делать друг другу круговой массаж и «пробуждать» под утро уставших экскурсантов бодрой гимнастикой. Они – это проект Kyiv Nigut Tour. В этой «тусовке» ощущается возраст ее участников – все они нынешние или вчерашние студенты. Им не в тягость, а даже в привычку по ночам не спать. С 23:00 до открытия первого метро бродить по городу «лучше хором». Kyiv Nigut Tour – начинание недавнее, но стремительно набирающее популярность.
Как водится, все начиналось с размышлений об идее и энтузиазма. Павел Шинкаренко – основатель и по сию пору основной поводырь киевских ночных туров – подходил к делу с несколько иной стороны, чем герои предыдущих очерков: у него все начиналось с молодежного движения. Движение существует и поныне – параллельно с Kyiv Nigut Tour. Оно называется «Союз инициативной молодежи» (СИМ). Именно Павел в 2010-м воссоздал заново угасшую было молодежную организацию. Активисты, сплотившиеся вокруг него, до сих пор являются костяком Kyiv Nigut Tour. К слову, основная реклама туров идет через «ВКонтакте», в т.ч. через сайт СИМ. Сказывается преимущественно молодежный характер аудитории – «ВКонтакте» более популярен у тех, кому до 30.
«Свои первые туры я провел в 2009 году, учась на четвертом курсе в КПИ. Затем некоторое время думал, с какой стороны подойти к собственной идее, чтобы отличаться от традиционного формата экскурсий по городу. Тем более к тому времени давно существовали уже и «нестандартные» варианты – в первую очередь, экскурсии «Интересного Киева», - вспоминает Павел. – И вот в 2010-м, на День Независимости, я организовал первый открытый ночной тур. Формат с тех пор не меняю, сочетая рассказ о достопримечательностях города с конкурсами и прочими веселыми и бодрыми мероприятиями. Нужно же как-то будить людей к концу прогулки?»
Вначале Пашины туры также были бесплатны. Впрочем, этап неоплачиваемого энтузиазма окончился еще быстрее, чем у «Интересного Киева». Оплата стартовала с 10 грн. Сейчас прогуляться с Шинкаренко по ночному городу обойдется 40 грн для студентов и 60 грн для всех прочих.
В числе «прочих» - в основном, родители этих же студентов. Однако были и необычные клиенты, к примеру, члены Украинской федерации йоги. Ночь сближает – в ходе туров встречаются и влюбляются. Потом даже женятся. «Я видел несколько пар, которые после тура начинали встречаться. Мало того, со своей девушкой я тоже познакомился на ночном туре», - делится сокровенным Павел.
Он признает, что в настоящее время ночные туры – его основной источник дохода и передавать его кому-либо он пока не планирует. Однако своей главной целью называет общение и помощь людям, «одиноким в городской толпе». «С осени 2012 года мы стараемся завершать наши туры чаепитиями. Идея в том, чтобы люди обменивались контактами и, в итоге, становились друзьями», - объясняет свою миссию создатель Kyiv Nigut Tour. Что ж – это начинание вполне способно развиться в широкий бизнес-проект, благо, Павел живо впитывает новые методики и идеи построения своего дела.