Прошедшие парламентские выборы показали, что такое «компромиссный вариант» закона, регламентирующего избирательный процесс. В ближайшее время есть шанс увидеть, что такое вариант бескомпромиссный.
Пока оппозиция ломала копья в проблемных округах, провластное большинство в ВР тихо проголосовало закон «О всеукраинском референдуме». Документ пылился в закромах законодательного органа более двух лет. Второе его чтение состоялось еще 10 июля 2010 года. Тогда проект забраковали и отправили на повторное второе чтение. И вот 6 ноября без каких-либо правок закон был принят в целом. Документ позволит президенту под видом народного волеизъявления закрепить законодательно самые смелые свои фантазии.
Чем запутаннее – тем проще
Отныне референдум может проводиться по любому вопросу, за исключением запрещенных Конституцией и законами. Для сравнения: сегодня исчерпывающий перечень вопросов, выносимых на плебисцит, прописан в Конституции. Теперь же, имея большинство в парламенте, можно будет просто принять любой закон, где прописать возможность проведения референдума касательно нужной инициативы. Более того, отныне одобрять вопросы, которые предлагается вынести на референдум, будет не Конституционный суд (к чему эти лишние сложности?), а… непосредственно президент и Центризбирком!
Еще одно новшество – на референдум может быть вынесено несколько вопросов по разным предметам. Это может затруднить сознательное волеизъявление граждан и создаст предпосылки для недобросовестной агитации, предупреждает Юрист ЮК Moris Group Михаил Романюк. А один из авторов действующей Конституции, профессор Виктор Мусияка обращает внимание, что данная норма расходится с требованиями Венецианской комиссии, которая рекомендует ограничивать количество выносимых на референдум вопросов.
Также по новому закону референдум может совмещаться с выборами президента, народных депутатов, депутатов местных советов и т.д. Учитывая практику применения в избирательных кампаниях всевозможных манипулятивных технологий, остается только догадываться, во что могут превратиться очередные выборы, проводимые одновременно с референдумом по нескольким резонансным вопросам (от формы правления до территориального устройства страны). Политолог Владимир Фесенко предполагает, что данная норма закона позволит власти мобилизировать электорат на грядущих президентских выборах: «Одновременно будут избирать президента и поставят, например, вопрос о государственном статусе русского языка. Таким образом, будут мобилизовать избирателей», - прогнозирует политолог.
Переписать Конституцию – одной левой
Закон «О всеукраинском референдуме» позволит президенту закрепить законодательно свои самые смелые фантазии
Новый закон определяет четыре вида референдума в зависимости от предмета. Так, на общем референдуме могут рассматриваться любые вопросы, которые не перечат Конституции и законам, на ратификационном – относительно изменения территории страны. Еще один вид референдума – законодательный. На таком референдуме можно принимать или упразднять законы. И, наконец, конституционный референдум предусматривает возможность внесения изменений в Основной закон или же принятие целой новой Конституции. Примечательно, что сама Конституция такого порядка не предусматривает. Если раньше изменения в Конституцию вносились по инициативе не менее трети депутатов (150 человек) и утверждались конституционным большинством ВР (300 голосов), отныне Основной закон сможет менять «народ» без парламента и КСУ, зато под присмотром президента и ЦИК.
К этому стоит добавить, что закон не определяет, кто и в каком порядке должен разрабатывать проект Конституции, как должны проходить обсуждения, его доработка, учет поправок и т.д. Грубо говоря, по инициативе президента на референдум может быть вынесен разработанный в АП проект, который на соответствие Конституции проверит сам гарант. И благодаря механизмам, описанным ниже, он будет принят, при этом получив статус плода прямого народного волеизъявления. «Закон не просто рискованный, он может окончательно перевернуть нашу пусть и квази, но все-таки правовую систему государства. Этим документом можно любые изменения в Конституцию внести или вообще новую Конституцию принять, причем практически бесконтрольно, без Верховной Рады», - отмечает Мусияка.
Остаются вопросы и к процедуре принятия на референдуме законов. Народный депутат Юрий Ключковский обращает внимание, что новациями не предусматривается возможность внесения любых изменений в акты, принятые на референдуме. «Только референдумом можно изменить закон, принятый на референдуме. А это совершенно не соответствует европейским подходам», - говорит он. В Европе принятый на референдуме закон не может быть изменен иначе как по народному волеизъявлению на протяжении определенного времени, к примеру, 5 лет, после чего становится обычным законом. В нашем же случае может возникнуть отдельная категория законов, которые буду даже главнее Конституции, что породит хаос в правовой системе.
Этому дала, этому не дала
Согласно ст. 72 Конституции, референдум назначается Верховной Радой или президентом по инициативе не менее 3 млн граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи собрано не менее чем в двух третях областей и не менее чем по 100 тыс. подписей в каждой области. Сбор подписей относительно проведения референдума организовывает инициативная группа составом не менее 500 человек. Группа эта создается на сборах, в которых участвуют не менее 2 тыс. граждан Украины, имеющих право голоса. При этом за пять дней до сборов их инициаторы должны уведомить об этом ЦИК, которая направляет на сборы своего представителя. На протяжении недели в Центризбирком передаются документы о результатах сборов, еще пять дней последний проверяет документы и регистрирует инициативную группу, либо отказывает в регистрации. То есть, уже на данном этапе при определенных условиях существует возможность заблокировать референдум. Но и далее такие возможности остаются. ЦИК должна направить законопроект на экспертизу в Минюст, который также может признать документ не соответствующим законам или Конституции. Подобный отказ можно обжаловать в административном суде. Но практика показывает, что шансы невелики.
Проводить референдум и считать голоса может комиссия в количестве одного человека
Пройдя предварительные процедуры, инициативная группа начинает сбор подписей при помощи подписных листов с указанием населенного пункта. В листе содержится вопрос, к нему может прилагаться и законопроект, вынесенный на референдум. Но если учесть, что сами депутаты не всегда вникают в плоды своего творчества, народ и подавно самостоятельно не разберется в этой законодательной арифметике. Потому на данном этапе важную роль будет играть информирование населения любыми средствами. Подписи собираются на протяжении 40 дней, после чего подписные листы передаются в Центризбирком. Он, в свою очередь, может проверять листы на подлинность, забраковывать их, если нужно – обращается в МВД или Генпрокуратуру. А учитывая опыт последних выборов, при необходимости легко может случиться так, что значительное количество подписных листов испорчено, и голосов для проведения референдума не хватает.
Мы посоветовались, и я решил
Если подписей хватает, президент оглашает референдум своим указом. После чего ЦИК определяет 225 округов по Украине с приблизительно равным количеством граждан. Создаются участки для голосования. Очевидно, будет соблазн делить Украину на глаз. Но самое интересное – формирование окружных и участковых комиссий, которые, собственно, и будут проводить референдум, и считать голоса. Так, согласно новому закону состав окружкомов формирует ЦИК из кандидатур, поданных главами облсоветов (главой ВР Крыма, мэрами Киева и Севастополя). Если же кандидатуры в установленный срок так и не предложены, или предложено менее необходимого количества кандидатур, претендентов определяет… соответствующая обладминистрация. Та же ситуация и с участковыми комиссиями. Они создаются по представлениям исполкомов рай-, гор-, сельсоветов или сельских или городских глав. А когда последние не справились с функциями – по представлениям местных администраций. То есть, все комиссии будут сформированы на 100% из людей президента, и уже не будет необходимости использовать технические партии и прочие уловки.
Однако верхом цинизма можно считать норму, согласно которой заседание комиссии полномочно в случае присутствия более половины ее членов. Но «в день голосования и во время подсчета голосов заседание комиссии референдума является полномочным независимо от количества присутствующих на нем членов комиссии». То есть, реально проводить референдум и считать голоса может один человек. Михаил Романюк замечает, что при таком законе остается много возможностей, как для применения административного ресурса, так и для использования различных инструментов манипуляции сознанием граждан-участников референдума, влияния на их свободное волеизъявление.
Коллаж Андрея Дмитренко