Значимой составляющей обеих президентских кампаний Обамы стало распространение политических карикатур и прочих визуализированных шуток, высмеивающих промахи оппонентов.
«Обама уже второй раз побеждает в президентской гонке благодаря двум «С»: сарказм и скорость реакции», — утверждает американский политтехнолог Роджер Эшкот. Его основной электорат — молодежь — не реагирует на лозунги, зато любит злободневные приколы. Неудивительно, что значимой составляющей обеих президентских кампаний Обамы стало распространение политических карикатур и прочих визуализированных шуток, высмеивающих промахи оппонентов.
Яркий пример — сайт-фантом, «презентовавший» план налоговых реформ кандидата от Республиканской партии Митта Ромни. Основной конкурент Обамы на последних выборах неоднократно делал публичные заявления, что в случае победы намерен усовершенствовать систему бюджетных платежей и таким образом добиться оздоровления национальной экономики. Правда, обещанные реформы он не детализировал.
И тут в разгар предвыборной гонки в сети появился сайт с заголовком «План налоговых реформ Митта Ромни» и кнопкой «Детали». В действительности же получить детализацию упомянутого плана на этом сайте было невозможно. Во-первых, кнопка «убегала» от курсора. Во-вторых, сама идея создателей сайта-фантома, очевидно, и состояла в том, чтобы показать, что никакого плана на самом деле не существует, в противном случае его подробное описание давно было бы выложено в открытых источниках. К слову, фантом появился вскоре после первых телевизионных дебатов Обама — Ромни, то есть после того, как действующий президент публично уличил кандидата-республиканца в голословности.
Потерялась моя избирательная кампания.
В последний раз ее видели где-то
в Америке. Возможно, она украдена подозрительным кенийцем. Вознаграждение нашедшему — средний доход среднего класса $200–250 тыс.
и меньше.
«Если сопоставить хронологию неоднозначных публичных заявлений президента и динамику появления подобных сетевых шуток, легко заметить, что второе связано с первым, — подчеркивает Роджер Эшкот. — Интернет-приколы как бы «подтверждали» слова Обамы и выполняли функцию превентивных ударов. Парадоксально, но факт: саркастический креатив добавлял Обаме политических очков именно в тех вопросах, серьезного обсуждения которых он, вероятнее всего, просто не выдержал бы». Речь идет не только о налоговой политике Обамы, вызвавшей волну общественного недовольства в течение первого президентского срока. Его новая программа медстрахования тоже, очевидно, не пришлась по душе рядовым американцам. Разумеется, оппоненты пытались использовать эти аргументы в ходе предвыборной кампании. Однако их собственные предложения в сфере налогообложения и здравоохранения активно высмеивались в интернете. Ромни неоднократно обвинял Обаму в том, что тот не заботится о создании новых рабочих мест. В качестве ответа в сети появилась карикатура, на которой кандидат-республиканец обнимал представителя рабочего класса и ставил ему рожки.
Как уже было сказано, эту тактику Барак Обама опробовал еще на прошлых выборах в 2008 году. Уже тогда ставка была сделана на интернет-продвижение, что было вполне закономерным. Если верить Pew Research Center, в тот год 46% граждан США использовали Глобальную сеть для того, чтобы получать информацию о кандидатах в президенты. Естественно, сетевая деятельность PR-специалистов из штаба Обамы не ограничивалась распространением приколов. «Для него создали образ «своего парня», — подчеркивает Роджер Эшкот. — В Facebook, MySpace, YouTube и на Twitter Обама рассказывал о своих музыкальных, спортивных и прочих пристрастиях. Даже поведал там о своих юношеских проблемах с наркотиками. Он не изображал подростка, однако ему подобрали «вкусы» и «интересы», вполне понятные и приемлемые для молодежной аудитории — Майлз Дэвис, Боб Дилан и т. д.». В результате Обама получил 2 млн голосов во время Facebook-голосования, 112 тыс. голосов на Twitter, а у его персонального канала онлайн-вещания (BaracObama.com) было 115 тыс. подписчиков. Что гораздо важнее, сетевая популярность впоследствии конвертировалась во вполне реальные голоса.
Не секрет, что, планируя этот интернет-прорыв, будущий президент пользовался рекомендациями 24-летнего совладельца Facebook Криса Хьюза. Судя по всему, удержался в Белом доме на второй срок Обама тоже не без помощи этого молодого талантливого гея. Вторая предвыборная кампания еще точнее, чем первая, отражала принципы «живого персонального вещания», которые Хьюз активно продвигает еще с 2009-го. В текущем году основной точкой привлечения внимания электората Барака Обамы были уже не Facebook и блогосфера, а Twitter. Основной информационный поток формировался вполне в духе Хьюза — емкие сообщения, позволяющие аудитории «домыслить» продолжение по своему вкусу.
Митт Ромни в этом году, похоже, пытался повторить то, что Обама совершил в 2008-м. Он активно использовал Facebook. Кроме того, в сети появилось множество карикатур, высмеивающих Обаму. «Но невозможно обойти действующего президента, идя по его стопам, нужно было придумать что-то новенькое», — говорит Роджер Эшкот.
Так что неудача Ромни была вполне предсказуема.