Политтехнолог, директор компании Berta Communications Тарас Березовец по просьбе Контрактов назвал удачные и неудачные, на его взгляд, примеры ведения политиками своих страниц в Facebook.
Тарас, кто из политиков на этих выборах, на ваш взгляд, провалил работу с электоратом в соцсети?
Тарас Березовец: Использование соцсети проследить очень легко. Если у пользователя, к примеру, 5 тысяч друзей, при этом под каждой новостью — по пять «лайков» и по одному комментарию — это свидетельство того, что это фэйковые друзья, не реальные пользователи, а боты. Их нагоняют непорядочные компании, которые занимаются работой в соцсетях. Фэйковые аккаунты преобладали на страничке вице-премьера Сергея Тигипко. Там было где-то 38 тысяч «лайков» страницы. При таком количестве «друзей» каждая запись должна была вызывать дискуссию минимум на 100 комментариев и 300 «лайков», вместо этого заинтересовывались новостями на его странице только единицы. То же самое касается и личной страницы Натальи Королевской. Те, кто вел страницу кандидата, ее просто «разводили», это пример нереальной, ненастоящей страницы.
Чьи страницы вы бы привели в пример остальным?
Тарас Березовец: Нормально работала правозащитница Татьяна Монтян, она показала неплохой результат на выборах — 9%, а могла бы набрать и все 15%, если бы недобросовестные конкуренты не обнародовали социологию, по которой она не проходила. Люди не хотят голосовать за непроходных. Она использовала и блоги, и различные соцсети. Сумела еще и денег через них собрать. Татьяна Чорновил также активно работала с соцсетями. У Юлии Тимошенко была неплохая страница, хотя там и было понятно, что ее ведением занималась пресс-служба. Неплохая страничка была у Василия Горбаля, ему она пошла в плюс. Он хотя и проиграл выборы, так как начал кампанию поздно, но получил неплохой результат. Очень хорошо использовали Facebook Арьев и Ярема — я следил за их страничками. И Бригинца я бы отметил. У них лента хорошо наполнялась, активно постились видеоматериалы, и это был хороший инструментарий новостей, на которые ссылались те же информагентства. Стоит отметить активность в соцсетях Парубия, Гриценко, последний, к слову, лично вел свою страницу.
Обязательно ли политику лично вести страничку в соцсети, для того чтобы она была популярна?
Тарас Березовец: Очень немногие ведут странички самостоятельно. На это у политиков просто не хватает времени, часто они поручают это специально обученным людям, блоггерам. Но всегда нужно об этом честно предупреждать: мол, сам не успеваю, но делегирую своего человека, который будет сообщать от моего имени новости. Что касается обращения к услугам специализированных фирм — они нужны не всем. Есть личная страничка кандидата, где очень большие ограничения по рекламе. И есть страница публичного деятеля, ее можно рекламировать, можно группы создавать, постоянно обновлять объявления, чтобы они не повторялись. Для этого специалисты, безусловно, нужны.
Можете спрогнозировать, насколько возрастет влияние соцсетей на президентских выборах в 2015 году?
Тарас Березовец: Скажу даже больше: на выборах в Киевсовет, если они будут все-таки весной 2013-го, можно будет выиграть в том числе за счет Faceebook, плюс личные встречи. Выборы в мегаполисах однозначно уже можно вести через соцсети. Более того, можно управлять кампанией через соцсети, предупреждать сторонников о встрече, объявлять акции протеста и т. д. То есть, думаю, влияние соцсетей мы ощутим гораздо раньше, чем придут президентские выборы.