Контракти.ua

Автор: Надежда Гончарук —  13892  —  13.10.12
Разруха в головах: что лучше всего умеют делать украинские разработчики игр
Разруха в головах: что лучше всего умеют делать украинские разработчики игр

В следующем году могут выйти четыре знаковые игры made in Ukraine: ММО-шутер Survarium, многопользовательский онлайн-авиасимулятор World of Warplanes, шутеры Metro: Last Light на консоли и ПК, а также «Новый Союз».

Украинские разработчики выбрали проверенные временем тематики: война и постапокалипсис. Этот антураж очень ценят западные и отечественные игроки. Продажи популярной серии постапокалипсиса S.T.A.L.K.E.R.  от GSC составили 5 млн копий с выручкой в $10 млн, Metro 2033 от 4A Games — 1,5 млн копий, количество аккаунтов World of Tanks, которую делала для белорусской Wargaming отечественная Persha Studia, — 35 млн.

Милый-милый Чернобыль

Как оказалось, украинцы лучше всего делают игры о конфликтах человека с человеком или человека с природой. Нашим разработчикам особенно удавались шутеры и военные стратегии.

Корни национального креатива уходят в советское прошлое. «Большинство разработчиков родились в 1970-х гг. Все советское детство их готовили к атомной войне и апокалипсису. Для украинцев это больная тема, и мы ее понимаем лучше других», — рассказывает Сергей Галенкин, маркетинг-директор компании Nival.

Ведущие украинские разработчики игр


4A Games

Основана в 2007 году бывшими сотрудниками GSC, в том числе Андреем Прохоровым. В 2010-м выпустила шутер Metro 2033 на тему постапокалипсиса по роману Дмитрия Глуховского. Игра идет на консолях и ПК. В I квартале 2013-го выйдет продолжение серии Metro: Last Light, изданием которой занимается американская THQ, выпустившая первую часть S.T.A.L.K.E.R.

 

Wargaming

Украинское подразделение белорусского разработчика — бывшая киевская компания Persha Studia, которая специализировалась на аутсорсе. Она участвовала в создании игр Everquest, Battlefield, Need for Speed, Medal of Honor, Sims, Overlord и др. Чуть позже компания стала партнером Wargaming, выпустившей в 2010 году стратегию World of Tanks. В прошлом году белорусы купили киевского разработчика. Сейчас украинцы трудятся над World of Warplanes и World of Warships.

 

Best Way

Студия создана в 1991 году в Северодонецке, но игровое подразделение основано в 1999-м. Стала известной благодаря серии игр о войне «В тылу врага», последняя часть которой вышла в 2008 году, и своему движку GEM, на основе которого был создан ряд военных стратегий. Сейчас компания работает над RPG в постъядерном мире «Новый Cоюз», который обещает выпустить в 2013 году.

 

Crytek

Киевский филиал немецкой Crytek официально открыт в 2006 году как небольшая студия для поддержки и аутсорсинга, став первым иностранным офисом Crytek. Студия помогала разрабатывать игру Crysis. А в 2012-м благодаря украинцам компания выпустила многопользовательский онлайн-шутер Warface.

Идеи подпитывались книгами, фильмами и играми на схожую тематику. Например, Андрею Прохорову, креативному директору 4A Games, который также участвовал в создании первого S.T.A.L.K.E.R., очень нравились «Кукловоды» Роберта Хайнлайна и «Пикник на обочине» братьев Стругацких.

Действие большинства игр происходило в родной Украине. Иностранные игроки получали порцию адреналина, воспринимая обветшалые советские дома как экзотику, нашим просто нравилось бродить среди знакомых развалин в поисках врага. «Для Запада было интересно не просто увидеть руины Восточной Европы, но и довольно хорошо проработанные игровые вселенные», — рассказывает Андрей Костюшко, директор Creoteam, разработавшей Collapse.

Действие S.T.A.L.K.E.R. происходит в чернобыльской зоне, Collapse — в разрушенном Киеве. Столичные команды Mandel ArtPlains и Digital Spray Studios в игре You Are Empty создали параллельную реальность — жуткую атмосферу советского тоталитарного общества, взяв за основу эталоны «сталинского ампира»: киевское метро, улицу Крещатик и центральные дворики. Военные игры — реал-тайм стратегии «Казаки», «В тылу врага» — поражали хорошей детализацией и исторической достоверностью событий, вооружения и обмундирования.

Издавались в России

В конце 1990-х гг. украинские разработчики были романтически настроенными ребятами с огромным желанием создавать игры. Некоторые проекты, несмотря на свою неидеальность, удивляли зарубежных разработчиков и издателей. «На то время в Collapse была лучшая среди украинских проектов анимация — то, как двигаются персонажи. Мы были сильны в создании интересного игрового процесса. В 2010-м продолжение игры Collapse: Rage получило награду за лучший геймплей в СНГ», — вспоминает Андрей Костюшко.

Игорь Карев, нынешний директор компании Tatem Games, а в прошлом — один из основателей первой украинской студии Action Forms, вспоминает, как в конце 1990-х гг. американских партнеров очень удивил малочисленный штат разработчика. «Они знали, что у нас будет игра с множеством локаций, и рассчитывали увидеть большой офис. А когда обнаружили, что шутер делают около 10 человек, то страшно удивились. У нас один специалист мог придумать и нарисовать персонажа, отмоделлить и анимировать его. У них все это делают разные люди», — говорит он.

У Action Forms было множество инновационных вещей, которых не было у конкурентов. Например, уже в 1997 году компания могла создавать обширные игровые карты. «И у нас была очень высокая детализация персонажей», — добавляет Игорь Карев.

Отечественные разработчики, несомненно, были сильнее российских, хотя последним лучше удавались игры-фэнтези и стратегии. Но в РФ было лучше развито издательское дело, поскольку рынок продаж был больше нашего в пять-десять раз. Украинские игры в основном издавали российские компании.

Кадры и деньги

Несмотря на большой потенциал, многие студии оказались нерентабельными и закрылись. Наши разработчики выдавали «сырые» продукты. Игры делают не только программисты, но и гейм-дизайнеры, художники, моделлеры и менеджеры. Если с программированием у нас в стране более-менее сложилось, то с остальными участниками игрового процесса все намного сложнее. «Талантливых ребят много, но опыта у них нет, и, к сожалению, нигде у нас не учат этим профессиям», — сокрушается Олег Яворский, директор по маркетингу Vostok Games (разработчик Survarium).

Например, в Украине есть хорошие художники, которые рисуют на бумаге, но практически нет «цифровых» специалистов, поскольку ни один отечественный вуз их не готовит. «У нас нет гейм-дизайнеров, никто не понимает, как их обучать, а гейм-дизайн, игровые механики отличают хорошую игру от плохой. В Украине гейм-дизайнеры пытаются копировать результаты других, а не их процессы. Это подход не догоняющей, а безнадежно отстающей индустрии», — уверен Сергей Галенкин.

Не хватает также управляющих игровых продюсеров. Фактически в индустрии остался один квалифицированный менеджер с опытом успешных больших проектов — Андрей Прохоров из 4A Games, который, к сожалению, отказался общаться с прессой, в том числе и с Контрактами, до выхода продолжения Metro. Кроме того, многие разработчики уехали за рубеж, другие ушли в аутсорсинговые компании. «В нашей индустрии неплохие зарплаты. Причем за одну и ту же ставку можно делать посредственные проекты в Украине или качественные за границей», — приводит пример Сергей Галенкин.


Топ-5 канувших в Лету украинских девелоперов

 

GSC

Основана в 1995 году Сергеем Григоровичем. Поначалу нелегально издавала популярные игры. Первая игра вышла в 1998 году — стратегия реал-тайм WarCraft 2000: Nuclear Epidemic. Но стала популярной благодаря серии исторической военной стратегии в реальном времени — «Казаки». В 2007 году выпустила S.T.A.L.K.E.R. В 2012-м Григорович закрыл студию и продал разработку игры S.T.A.L.K.E.R. 2 компании Bethesda. Часть бывшей команды основывает Vostok Games.

Action Forms

В 1997-м выпустила первую игру-шутер, напоминающую Quakе, — Chasm: The Rift. Знаменита благодаря серии игр Carnivores. Использовала собственный движок AtmosFear. В 2005 году вышел «Вивисектор: Зверь Внутри» — несостоявшийся Duke Nukem: Endangered Species для 3D Realms. В 2008-м компания реализовала известный survival horror «Анабиоз: Сон разума». На данный момент студия не активна. Основные сотрудники заняты созданием и изданием игр под Apple iOS в Tatem Games.

Deep Shadows

Студию основали двое программистов из GSC — Сергей Забарянский и Роман Лут. Игры Deep Shadows использовали игровой движок Vital engine, разработанный основателями компании еще в GSC Game World для игры Venom. Выпустила три игры — Xenus (две части) и «Предтечи». После кризиса закрылась в 2009 году.

Creoteam

Основана в 2005 году в Украине. В 2008-м выпустила известный шутер-слэшер Collapse, действие которого происходит в Украине, в 2010-м компания реализовала аддон к первой части — Collapse: Rage. Однако игры, несмотря на награды КРИ, не имели большой популярности, хотя и сформировали армию поклонников Collapse. На данный момент студия разрабатывает игры для мобильных платформ.

Boston Animation

Одна из старейших компаний Украины в отрасли игровой индустрии, занимавшаяся разработкой игр для PC, PS2, Xbox, мобильных телефонов; анимацией; программным обеспечением; Flash-дизайном; 3D-визуализацией. Основана в 1997 году. Со временем компания стала специализироваться на NextGen-outsource-проектах. Наиболее известные проекты для Sony — Star Wars Online, EverQuest, EverQuest II.

 

Всеобщая мобилизация

«Чем сейчас можно удивить иностранных разработчиков или издателей? — на минуту задумывается Игорь Карев, а затем выдает: — Самой длительной разработкой и самым маленьким бюджетом». В его шутке есть доля правды. Украинские игры почти всегда выходят позже заявленных сроков, однако наши специалисты могут сделать хорошую игру за меньшие деньги.

Сейчас технологически сложно чем-либо удивить рынок на фоне больших возможностей современных движков, которые создают крупные иностранные компании. Поэтому украинцы могут покорить другие рынки разве что интересным игровым сюжетом. «На Западе бизнес-модель особенно больших проектов основана на создании продолжений популярной серии игр. Наши пытаются сделать что-то уникальное», — комментирует Игорь Карев.

Ряд украинских крупных студий распались на множество мелких, которые занимаются казуальными проектами. К примеру, Tatem Games, Creoteam делают игры для мобильных платформ. Это дешевле, быстрее и легче. Впрочем, это не значит, что игры А-класса исчезнут вообще.

«Аудитория хардкорных игр — мужчины 18–25 лет — будет всегда. Их меньше, чем игроков обоих полов старше 35, но они платят больше и рынок нуждается в таких проектах. Возможно, хардкорные игры мигрируют на мобильные телефоны и планшеты. И тогда появятся новые студии, которые будут делать под консоли высокобюджетные шутеры», — уверен Сергей Галенкин.

Однако в ближайшем будущем в Украине, скорее всего, можно ожидать закрытия или переформатирования контор, чьи проекты не оправдают ожиданий рынка. Может быть, останутся только 4A Games, украинские подразделения Crytek и Wargaming, а также Vostok Games, если Survarium окажется успешным, осторожно прогнозирует Карев. Выживают сильнейшие.


Краткая история украинского геймдева за последние 15 лет


1997 Chasm: The Rift, шутер от первого лица. Разработчик — Action Forms

1998 Carnivores, шутер от первого лица. Разработчик — Action Forms

1998 EverQuest, фэнтезийная массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра, сделанная украинской студией Boston Animation для Sony

2000 Vivisector: The Beast Inside, шутер от Action Forms, созданный на основе Duke Nukem Endangered Species, от которого отказалась 3D Realms

2001 «Казаки: Европейские войны», историческая реал-тайм-стратегия (впоследствии вышло несколько продолжений). Разработчик — GSC

2004 «В тылу врага», военная реал-тайм-стратегия, разработанная украинской компанией Best Way (было выпущено несколько продолжений)

2005 «Xenus: Точка кипения» (Xenus: Boiling point), Action/RPG, разработанная cтудией Deep Shadows

2006 You are Empty, шутер от первого лица в атмосфере советского тоталитарного общества. Разработчики — Mandel ArtPlains и Digital Spray Studios

2007 «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», шутер от первого лица с элементами RPG. Действие происходит в Чернобыльской зоне. Разработчик — GSC (впоследствии вышли два продолжения игры)

2008 Collapse, шутер от третьего лица с элементами слэшера. Действие происходит в разрушенном Киеве. Разработчик — Creoteam (в 2010-м вышло дополнение к игре — «Ярость»)

2008 «Анабиоз: Сон разума», survival horror от Action Forms

2010 World of Tanks, MMO-action о танках, созданный украинцами из Persha studia для белорусской Wargaming

2010 Metro 2033, шутер от первого лица/survival horror от компании 4A Games

2012 Warface, многопользовательский онлайн-шутер, созданный украинским подразделением Crytek

2013 (заявлено)

  • Metro: Last Light от 4A Games, продолжение известного шутера
  • Survarium, многопользовательский онлайн-шутер от Vostok Games
  • «Новый Союз», ролевая военная игра от BestWay
  • World of Warplanes, онлайн-авиасимулятор, украинское подразделение Wargaming (Persha Studia)
  • Cradle, научно-фантастический квест от студии Flying Cafe for Semianimals

По данным Контрактов

Статьи по теме
Ученые совершили крупный прорыв в области квантовых компьютеров
Ученые совершили крупный прорыв в области квантовых компьютеров

Ключ к увеличению обработки информации - тройная запутанность кремния.  
19.09.21 — 7772

Ученые побили рекорд в вычислении числа Пи
Ученые побили рекорд в вычислении числа Пи

Компьютер рассчитал 62,8 триллиона знаков после запятой.  
22.08.21 — 864

Ученые установили новый «рекорд» числа Пи с помощью суперкомпьютера
Ученые установили новый «рекорд» числа Пи с помощью суперкомпьютера

Ученые из Университета прикладных наук Граубюнден (Швейцария) заявили об установлении нового рекорда по вычисления числа Пи.
18.08.21 — 2596