Ровно настолько же девальвировал доллар США по отношению к гривне. Летом на автомобильном рынке Украины наблюдался стабильный рост объемов продаж: в июне — на 22,45%, в июле — на 22,9%. Таким образом, по данным АИГ Autoconsulting, автодилеры переломили тенденцию мая, когда был зафиксирован спад объемов продаж до 50 тыс. авто — на 18,5% меньше, чем в апреле.
«С конца мая количество рекламных сообщений о снижении цен на автомобили и акционных условиях кредитования превысило обычный уровень в два-три раза, — комментирует ситуацию директор аналитического департамента Pro-Consulting Александр Соколов. — С помощью такой рекламы автодилеры пытались стимулировать сбыт и им это, в принципе, удалось». Лейтмотивом рекламных кампаний стало снижение ввозных пошлин с 25 до 10% после вступления Украины в ВТО.
Лидерами по темпам роста продаж в среднем и нижнем ценовых сегментах стали Geely (655% июнь к июню прошлого года), Dacia (136%) и Chery (66%). Причем цены на китайские марки были снижены дважды: в конце мая и в июле, флагманские модели китайской Chery — Tiggo и Amulet — подешевели соответственно на 17% и 13%. А вот дилеры румынской Dacia добились роста продаж, предложив специальные условия кредитования: годовая процентная ставка долларового кредита под покупку Daciа составила всего 5,9%.
Объемы продаж востребованных брендов, не заявивших о снижении цен, падали: в июне Lada продала на 13,97% автомобилей меньше, чем в мае, Daewoo — на 11,78%. Пожалуй, единственным исключением из этого правила стали автомобили Honda, продажи которых в июне выросли на 141%. В июле-августе прокатилась вторая волна рекламных кампаний. Вслед за официальным импортером Mitsubishi о снижении цен заявил импортер Toyota (Corolla, Land Cruiser Prado, RAV4 подешевели на 8-15%). В августе на 4-9% снизила цены компания «Ниссан Мотор Украина» и «Киа Моторс Украина» (на 2-8%), дешевле стали Chevrolet и Hyundai.
Но в среднем снижение цен на новые автомобили на украинском рынке в июне—августе составило лишь 3%, на импортные — 4%. Несоответствие между реальным снижением цен на автомобили после принятия Украины в ВТО и рекламными лозунгами объясняется достаточно просто. Ряд импортеров и автодилеров, декларируя удешевление всего модельного ряда, к примеру — до 15%, цены на флагманские модели снижали всего на 1-2%. Скажем, в начале июня официальный дистрибьютор General Motors в Украине автогруппа «Кадиллак, Шевроле, Хаммер» объявила о 10%-ном снижении цен на модельный ряд 2008 года, но стоимость самого популярного Cadillac Escalade 6,2i де факто не изменилась — $105 тыс. Корпорация «АИС» задекларировала снижение цен на Citroe..n до 35 тыс. грн, но популярная малолитражка C1 подешевела всего лишь на 1,2 тыс. грн (1,7%) — до $13 960. Официальный импортер автомобилей Mazda в Украине компания «АВТО Интернешнл» приняла решение о снижении стоимости автомобилей Mazda от 6% до 10%, и Suzuki — от 5% до 10%. Однако в салонах дилеров популярная модель Suzuki New Swift 1,3i GLX подешевела всего на 2% — до 103,6 тыс. грн, а востребованная средним классом Mazda 3 1,6i и вовсе подорожала на 3% — до 136,3 тыс. грн. При этом автодилеров нельзя уличить в лукавстве, ведь цены на «весь модельный ряд», как правило, обещали снизить официальные импортеры.
4%-ное снижение стоимости авто этим летом фактически не отразилось на рентабельности импортеров. Дело в том, что большинство из них в 2007 году с целью стабилизации цен на фоне ревальвации евро привязали их к доллару США (даже если в прайс-листах фигурировала гривня).
4%-ное укрепление ее официального курса по отношению к доллару в мае текущего года должно было привести к снижению цен на автомобили в гривне, но этого не произошло. Дилеры просто увеличили прибыли, а позже использовали валютный лаг для разрекламированного снижения цен на автомобили в связи с принятием Украины в ВТО. Типичный пример — динамика цен на японские Subaru. В начале весны Forester 2,5 Turbo с АКПП стоил 217,3 тыс. грн ($43 тыс.), после ревальвации гривни его цена должна была быть 208,3 тыс. грн, однако этого не произошло.
В этом контексте вполне закономерным представляется снижение цен на 8-15% на автомобили Toyota в июле. Ведь в мае импортер зафиксировал в гривне цены на весь модельный ряд, после чего, к примеру, RAV4 2,4i с «автоматом» подорожала с 222 тыс. грн ($44 тыс.) до 239,9 тыс. грн. Таким образом, июльское снижение цены этого авто до 207,4 тыс. грн, сравнивая с маем, составляет не «рекламные» 15%, а всего 7%. Классика маркетингового жанра — прежде чем дать большую скидку, нужно сделать хорошую накрутку.
По сути, ревальвация гривни оплатила импортерам 4%-ное снижение цен, тогда как уменьшение ввозных пошлин с 25% до 10% позволило им увеличить маржу. И сейчас практически все импортеры имеют запас экономической прочности для дальнейшей либерализации цен или же для привлечения клиентов выгодными кредитными программами. Ни эксперты, ни участники рынка не сомневаются в том, что такая маркетинговая политика может сохранить позитивную динамику объемов продаж автомобилей в Украине в условиях кризиса ликвидности. Нечто подобное происходило весной, когда на повышение ставок по автокредитам на 3-5 п. п., дилеры и импортеры отреагировали внедрением компенсационных программ, удешевляющих банковские кредиты.