Байкер в косухе на эксклюзивном хромированном «Харлее» – это ли не символ абсолютной свободы и бесшабашности?! Но нет, в этом мире действуют очень жесткие неписанные законы. Контракты.UA узнали о них в подробностях у одного из лидеров МС-движения в Украине.
Корни движения
По легенде, во времена Второй Мировой войны, в американских ВВС существовала 303-я эскадрилья тяжелых бомбардировщиков под названием Hell’s Angels, названная в честь фильма Говарда Хьюза. Эскадрилья достойно прошла всю войну, но после ее окончания летчики, недовольные действиями американского правительства, пересели на мотоциклы и объединились в мотоклуб Hell’s Angels МС. Свой протест системе они выражали тем, что надевали трофейные награды немцев – среди которых был пресловутый железный крест, навсегда ставший символом их движения. Именно тогда куртка-косуха (производная от военной летной куртки) превратилась в один из основных элементов одежды байкера.
На куртке-косухе или кожаном жилете байкера, состоящего в клубе, всегда видны нашивки, называющиеся в движении «цветами». Две дугообразные нашивки на спине – «верхний рокер» и «нижний рокер». На «верхнем рокере» крупным шрифтом написано название мотоклуба. На нижнем – название филиала (страны или города). Центральная нашивка представляет собой герб клуба – огромное поле для фантазии: нередко на гербах можно увидеть черепа, которые призваны отпугнуть смерть, преследующую мотоциклиста на дороге. На четырех нагрудных нашивках отображается название клуба, место, где расположен филиал-чаптер, имя человека в байкерской среде и его должность. Байкерский табель о рангах крайне незатейлив: младшие чины – support (поддерживающий), hang around (зависающий рядом), prospect (кандидат) и member (полноправный член клуба) подчиняется «старшим офицерам», вице-президенту и президенту клуба.
К несчастью, на этом сходства байкеров с их военными коллегами не заканчиваются. По мере того, как клубы разрастались, их становилось больше с каждым годом и, в конце концов, свободолюбивым мотоциклистам стало тесно в одних городах. В Европе и США между представителями различных МС (мотоклубов) начали вспыхивать байкерские войны – за контроль над территорией и нелегальным бизнесом, который постепенно затягивал в себя представителей движения и целые мотоклубы. Самый крупный из таких конфликтов – Великая Нордическая Война Байкеров (1994 - 1997 гг). В конфликт, кроме членов клубов Hell’s Angels MC и Bandidos MC, оказались втянуты много других мотоклубов. Перестрелки шли на улицах Осло, Копенгагена, Хельсинки, Хельсингборга и Мальмё. Когда оба клуба были истощены борьбой и притеснениями полиции, их президенты встретились на переговорах в Ганновере и заключили между собой мир.
Байкеры в вышиванках
На просторы нынешней Украины байкерское движение пришло в семидесятых годах прошлого столетия. По словам фрирайдера со стажем Сергея, известного в узких кругах как Хаммер, было нелегко. «Во-первых, отношение властей – все-таки западная музыка и манера одеваться, сами понимаете. Во-вторых – отношение обывателей. Если в Украине все было сравнительно спокойно, то в Беларуси и, особенно, в России байкеры постоянно дрались с люберами. Сейчас о последних никто не помнит, а тогда это была большая и агрессивная субкультура. Любер, на мой взгляд, мало чем отличается от простого гопника, разве что идеологией. Они не хотели видеть на своих улицах «гривачей», так они называли тогда неформалов. Ситуацию усложняло то, что любера почти всегда были спортсменами – тяжелоатлеты, борцы, боксеры… Но если хиппи или панк был относительно легкой добычей для любера, то с байкерами такой номер не проходил. Дрались часто и жестоко – до травм, а иногда и смерти. Но как только СССР распался, субкультура люберов тут же приказала долго жить. Байкеры продолжали развиваться, и в девяностых годах появился первый крупный, на моей памяти украинский МС - Silver Bullets, то есть «Серебряные Пули», - рассказывает Хаммер.
Silver Bullets возник в двухтысячном году в Киеве. Сами «Пули» позиционируют себя как последователей традиционного МС движения. «Жить и действовать сообразно принципам традиционных мотоклубов» - жизненный девиз членов клуба. Отзывы о них в байкерской среде очень разные. «Пули» ездили в эскорте у Шона Карра. Лично мне этого хватает с головой, чтобы не испытывать к ним симпатии, – делится впечатлениями Хаммер. – Они – богатые люди, у многих из них очень крутые байки – «Харлеи» и «Черные вдовы»… А еще в начале двухтысячных, они привозили в Киев группу «Ария» за свои кровные. Но это не показатель».
Однако большинство представителей МС движения относятся к «Пулям» с глубоким почтением. Ведь их объединяет одно – приверженность к старым порядкам и ортодоксальному кодексу байкеров, возникшему еще в США. В целом, старый кодекс мало чем отличается от нового. Но есть один пункт, который в корне меняет не просто отношение между байкерами и обывателями, но и сам образ жизни члена МС.
Согласно ортодоксальному кодексу байкеров, ни негр, ни мексиканец, ни уж тем более женщина (вне зависимости от расовой принадлежности) не имеют права садиться на мотоцикл в качестве члена мотоклуба. Живым напоминанием об этом является один из символов МС движения – флаг Конфедерации, в наши дни – флаг штата Техас. В годы гражданской войны в США этот флаг развивался над рядами серых мундиров генерала Ли – южан, сторонников рабовладельческого строя. В совокупности с немецкими железными крестами и мертвой головой (череп с костями был символом одной из дивизий СС) этот символ превращает байкера в экстремиста в глазах обывателя.
О специфике современного украинского байкерского движения корреспондент Контрактов.UA пообщался с вице-президентом клуба Skulls MC («Черепа») Ромой Самураем.
Рома, прежде всего, расскажи о своем байкерском имени. Почему именно Самурай?
Мое байкерское имя мне дали потому, что я интересуюсь культурой древней Японии, традициями самураев и философией Бусидо. Имя в среде байкеров необходимо заслужить, поступками и образом жизни. Когда человек находится в мотоклубе, он ведет другую, отличную от повседневности жизнь, и называют его по-другому. Я своим именем очень горжусь и надеюсь, что соответствую ему.
Чем, по-твоему, отличается байкер от простого мотоциклиста?
Наличие мотоцикла и кожаного прикида не делает человека байкером. Есть так называемые фрирайдеры – это просто мотоциклисты, которые катаются и получают от этого кайф. Мы же, в частности клуб Skulls, представляем движение МС – мотоклубов. Мы не просто любители мотоциклов и тяжелой музыки, мы – семья. В самом прямом смысле этого слова. Для человека, который хочет связать свою жизнь с каким-либо мотоклубом, законы этого клуба (а они есть всегда) стоят на первом месте. Они выше всех официальных, нотариально заверенных законов, потому что основываются на человеческих, мужских понятиях.
Даже если они идут в разрез с государственными законами?
Абсолютно! И потом, говорить о законе в Украине трудно. Вот ты говоришь о криминале с юридической точки зрения. А скажи, только честно, Украина, по-твоему, правовое государство?
Провокационный вопрос…
Вот то-то и оно. А как можно преступать закон в стране, где, по сути, царит беззаконие? Тут еще нужно разобраться кто из нас криминальный элемент, согласен? Мы – патриоты, Skulls украинский МС, мы представляем не только клуб, но и свою страну. Везде куда мы едем, мы представляем Украину, несем с собой ее частицу. Пускай сейчас, мы с тобой имеем несчастье жить в такой стране, но мы все равно любим ее, несмотря на полностью коррумпированную власть и низкий уровень жизни. Байкерский мотоклуб – это государство в государстве, со своими законами и порядками. Это свой, огромный мир, абстрагированный от социума. Там ответственность президента клуба и обычного «мембера» - полноправного члена, одинакова.
Ваше движение напоминает средневековое рыцарство. Ведь в отдельных орденах были свои порядки, но в целом существовал единый для всех рыцарей кодекс. Есть ли такой кодекс у байкеров и у вашего МС?
Само собой! И первое правило звучит так: «Никто посторонний не должен знать правила твоего МС». Правила нашего клуба я тебе рассказывать не имею права, их ты узнаешь только в том случае, если захочешь вступить в ряды Skulls MC. Но есть и общие правила, которые знает каждый байкер – не продавать свой первый мотоцикл, ведь он твой лучший друг. Не оставлять в беде брата по клубу, быть с ним и в горе, и в радости. Всегда отвечать за свои слова, быть настоящим мужчиной и так далее. Вот, к примеру – есть правило единое для всех, так сказать, основа основ. Видишь нашивки на моей жилетке?
Что они означают?
Эта жилетка с «цветами» моего клуба. По нашим законам, ее могут снять только в одном случае – с моего бездыханного тела. Жестоко? Возможно. Но именно такая цена вступления в МС. И поверь, мы это ценим. Невзирая на его социальный статус, мы обращаемся к нему со словом «брат». Для байкеров и, я надеюсь, для всех нормальных мужчин, это слово святое. И часто люди годами доказывают клубу свое право на членство. Я слышал о пяти и даже семи годах. Своих новичков мы воспитываем на наших, мужских, воинских принципах. Они могут быть небольшого роста и не иметь на себе килограммы тренированных мышц, но они порвут кого угодно за свой родной клуб, свою семью. Каждая нашивка имеет собственное значение. Мы колесим по всему миру, бываем на территориях, которые контролируют другие МС, и по «цветам»-нашивкам, можно узнать, откуда ты, из какой страны и города, к какому мотоклубу принадлежишь и каким статусом в нем обладаешь. В древности рыцарские гербы и знамена также идентифицировали своих хозяев.
Фото Дмитрия Дятлова