Когда GT-R «объехал» на «Северной петле» Нюрбургринга Porsche 911 Turbo (а заодно и много еще кого), высокопоставленные инженеры из Porsche даже обвинили японцев в мошенничестве, заподозрив, что Nissan ехал на спортивной резине и, возможно, несанкционированно использовал внеземные технологии.
— В чем сила, брат? — В ньютонах. — А крутящий момент? — В ньютон-метрах. Вот, к примеру, Nissan GT-R. Его двигатель обладает крутящим моментом 632 Н•м. Нет, не так. Не бросайте читать, я больше не буду о крутящем моменте.
Просто скажу, что Nissan GT-R — это очень быстрый автомобиль. Он быстрее, чем Porsche 911 Turbo S, Ferrari 458 Italia и Lamborghini Gallardo Superleggera. Если вам не знакомы эти названия — ничего страшного. Можете представлять себе эти автомобили как архангелов автомобильного мира. А Nissan GT-R представляйте как отлитые в золоте слова «быстрый двухдверный автомобиль». Хотя с чего бы это вам не знать по имени архангелов автомобильного мира?
Есть такое мистическое место — «Северная петля» Нюрбургринга. Это самая длинная, сложная и популярная гоночная трасса в мире. Любая новинка автомобильного мира со спортивным уклоном обязательно проходит здесь испытания, а рекорд прохождения трассы является ярким показателем возможностей авто. Время прохождения трассы Nissan GT-R 2012 — 7:21. Если ориентироваться на этот результат, GT-R оказывается в весьма колоритной компании.
...медленнее, чем GT-R:
Lamborghini Gallardo LP570–4 Superleggera (7:38) — $680 тыс.
Audi R8 GT (7:34) — $256 тыс.
Koenigsegg CC X (7:33) — $578 тыс.
McLaren MP4–12C (7:28) — $500 тыс.
Ferrari 458 Italia (7:28) — $420 тыс.
Porsche 911 GT3 RS 4.0 (7:27) — $390 тыс.
Ferrari Enzo (7:25) — $1300 тыс.
Pagani Zonda F Clubsport (7:24) — $670 тыс.
Maserati MC12 (7:24) — $1100 тыс.
...быстрее, чем GT-R:
Chevrolet Corvette ZR1 (7:19) — $200 тыс.
Porsche 911 GT2 RS (7:18) — $410 тыс.
Dodge Viper SRT-10 ACR (7:12) — $180 тыс.
Когда GT-R «объехал» на «Северной петле» Нюрбургринга Porsche 911 Turbo (а заодно и много еще кого), высокопоставленные инженеры из Porsche даже обвинили японцев в мошенничестве, заподозрив, что Nissan ехал на спортивной резине и, возможно, несанкционированно использовал внеземные технологии (последнее шутка. — ред.). Специалисты Porsche заявили, что они приобрели GT-R, но смогли проехать «Северную петлю» лишь за 7 минут 54 секунды, а уж никак не за 7:27. Японцы в ответ предоставили фотографии штатных шин, опубликовали видеоролик заезда и предложили бесплатно обучить пилотов Porsche вождению. В общем, мгновенно завязался цивилизованный PR-процесс на повышенных тонах, в настоящий момент обгладывающий косточки GT-R в модификации 2012 года, который проехал Нордшляйфе уже за 7:21.
Парней из Штудгарта можно понять. GT-R — это спортивный автомобиль, приспособленный для жизни в городских условиях. То есть он не просто быстро едет, но и эффектно выглядит, замечательно оборудован, легок в управлении и в целом вполне годится для повседневного использования. А ниша спортивных автомобилей на каждый день была создана и бережно возделана именно брендом Porsche. Мир суперкаров, стоящих целое состояние, с красивыми, преимущественно итальянскими именами вообще очень консервативен. Не удивительно, что в этом элитном и весьма закрытом клубе автомобиль от Nissan восприняли как выскочку. А как иначе? Если посмотреть на время, необходимое этому автомобилю, чтобы разогнаться до 100 км/ч — сегодня это 2,8 с, — и сравнить с теми, кто едет так же, может показаться что в цене GT-R пропущена цифра: Nissan GT-R стоит $140 тыс. Для сравнения: обладающий аналогичной динамикой Porsche 911 Turbo S стоит EUR199 400.
GT-R признавался «Лучшим гоночным автомобилем года», «Самой высокотехнологичной моделью года», у него множество титулов, наград и... Наверное, пора сказать, как эта машина едет.
Впрочем, здесь все вполне ожидаемо. Старт, при котором пассажир ударяется головой о подголовник, самолетное ускорение, в вираже даже адреналин забивается в пятки и сидит там тихо-тихо. Все вполне ожидаемо. При торможении машина словно выбрасывает тормозной парашют, причем каждый раз новый. Шутка. Мне сказали: «Не отключай ESP. Не надо. Это не шутка». Я не отключал. Одно из усовершенствований модели 2012 года — это дополнительное усиление кузова и добавление еще одного датчика ускорения для более четкого определения положения автомобиля. Во всяком случае, он держит траекторию просто образцово. Послушность GT-R слабо укладывается в голове с его бешеной динамикой. Автомобиль просто по уши вдавливается в асфальт и не отпускает его до последнего. Проверять, где это последнее и что происходит после, как-то не хочется — зачем злить 550 лошадей?
Старт с места можно максимизировать в режиме R. При этом применяется полноценное дросселирование: машина удерживается на тормозе, который затем как можно быстрее нужно отпустить (вот здесь голова пассажира откидывается на подголовник, дорога набрасывается на водителя, и начинается самолетное ускорение). В режиме R также ускоряется и без того быстрое переключение передач. Водитель может выбирать между автоматическим переключением и переключением передач с помощью магниевых подрулевых «лепестков». GT-R оснащен шестискоростной преселективной коробкой передач с двойным сцеплением, переключающей ступени за 0,1 с. Для GT-R 2012 разработан также новый режим трансмиссии SAVE, созданный для более расслабленного и экономичного вождения «на каждый день».
Nissan GT-R обладает одной из самых продвинутых систем полного привода, которые когда-либо разрабатывались для автомобилей серийного производства. Система имеет независимый задний ведущий мост в комплекте с коробкой передач, раздаточной коробкой и задним дифференциалом с ограниченным скольжением в одном компактном блоке, размещенном в задней части машины. Это обеспечивает идеальную развесовку, одновременно расширяя пространство для ног перед передними сиденьями.
В автомобиле используются два специальных приводных вала, один из которых переносит привод из задней части автомобиля на коробку передач, а другой передает привод от коробки передач на передние колеса.
Система полного привода постоянно корректирует крутящий момент передней и задней части, исходя из состояния трассы и скоростного режима. В обычных условиях 100% крутящего момента распределяется на заднюю ось, до 50% — на передние колеса для улучшения сцепления в случае необходимости (например, на скользкой дороге или для более точных поворотов).
Система управления угловой скоростью измеряет разницу между номинальным значением угловой скорости рыскания, рассчитываемой в зависимости от угла поворота, и фактическим значением угловой скорости рыскания и производит соответствующую регулировку момента вращения задней оси.
Система полного привода также включает Vehicle Dynamic Control (VDC-R), электронную систему контроля стабильности, разработанную компанией Nissan специально для GT-R. Эта система непрерывно следит за поведением автомобиля, и если обнаруживается дестабилизация машины — например, соскальзывание или буксование, — корректирует крутящий момент для восстановления стабильности. На задний механический дифференциал с ограниченным скольжением также установлено электронное управление силой сцепления для предотвращения пробуксовывания колес и улучшения сцепления с поверхностью.
В ходовой части установлены передняя подвеска с двойным поперечным рычагом и многорычажная задняя.
Водитель может подстроить амортизаторы под себя, выбирая между настройками Comfort, Sport (обычная настройка, демонстрирующая наилучшее сочетание управления/баланса) или «R» (высокая продуктивность). Режим «R» обеспечивает оптимальные настройки амортизаторов для максимально быстрого реагирования в условиях высокоскоростной езды. Специальные датчики постоянно измеряют 11 показателей, включая скорость, боковое ускорение, угол поворота и работу двигателя. После этого данные анализируются, и водитель получает соответствующую амортизационную силу в любых условиях.
Если отложить в сторону экстраординарные спортивные характеристики, то GT-R — это типичное плейбойское купе с роскошным салоном, навороченной мультимедийной системой, продвинутым бортовым навигатором, крохотным задним рядом и по-японски огромным количеством кнопок вокруг водителя.
Стандартный автомобиль предлагается в двух комплектациях: Premium Edition и Black Edition. Первый — с черным или серым кожаным салоном, второй — с красно-черной кожей и гоночными сиденьями Recaro. Есть и третья, более эксклюзивная версия — Egoist, в которой весь салон, включая основания сидений, стойки крыши, приборную консоль и центральный тоннель, затянут в кожу класса люкс Seton, настройка аудиосистемы и отделка салона производятся с учетом пожеланий хозяина, а эмблема на рулевом колесе изготавливается вручную в древней японской технике уруши единственным мастером в специальной студии. Кстати, о мастерах. То, что во всей Японии нашелся всего один мастер, достойный делать объемную лакировку для эмблемы эксклюзивных версий GT-R, — это как раз понятно. Больше удивляет другое. Двигатель каждого GT-R собирается вручную в специальной стерильной комнате с контролируемой температурой и уровнем пыли, как двигатели «Формулы-1». Причем от начала до конца каждый двигатель собирает один мастер. Один из восьми, обладающих необходимой репутацией и уровнем квалификации. Представляете, как парень, который собирал вам двигатель, расстроится, если вы забудете вовремя долить масло в свой GT-R?
Впрочем, по слухам, GT-R через Nissan Connect чуть ли не в режиме online отправляет информацию о том, что хозяин начал «отжигать». Но слухи — слухами, а вот то, что за техническим состоянием GT-R отныне будет следить не только электроника, но и специально обученный официальный сервис, — это настоящая редкость для Украины. Не так уж много суперкаров в нашей стране могут рассчитывать на подобное.
Фото автора, Nissan
Фотографии с тест-драйва Nissan GT-R смотрите на Фото.Контракты.UA