Контракти.ua

Автор: Надежда Гончарук —  6181  —  09.03.12
В широком доступе: украинский рынок фиксированного ШПД-интернета почти не растет
В широком доступе: украинский рынок фиксированного ШПД-интернета почти не растет

Развитие украинского рынка скоростного проводного интернета немного замедлилось. Уже год доходы провайдеров практически не увеличиваются.

По последним данным iKS Consulting, в III квартале 2011-го количество частных абонентов достигло 4,9 млн человек, а совокупный объем выручки ШПД-операторов составил 1,2 млрд грн, что на 3,5% больше показателей апреля–июня. К примеру, в IV квартале 2010-го рынок в деньгах вырос на 31% —  до 870 млн грн год к году.

Для сравнения: в III квартале 2010 года при объеме рынка в 1 млрд грн количество пользователей скоростного интернета составляло 3,55 млн человек. То есть в июле–сентябре 2010-го один абонент за три месяца приносил провайдеру 280 грн дохода, в III квартале прошлого года — 240 грн.

Вселяет оптимизм то, что возможности роста пока не исчерпаны, по крайней мере, если не в денежном, то в количественном отношении. В Украине насчитывается всего 14,3 млн пользователей интернета (не только скоростного). Кроме того, в областных центрах и городах проникновение ШПД невелико. По словам Оксаны Масловой, менеджера по связям с общественностью компаний-провайдера TeNeT из Одессы, существует две основные причины, которые сдерживают развитие рынка. Это относительная дороговизна построения сетей, особенно в небольших городах. А также высокий уровень вандализма, с которым так или иначе сталкиваются компании-провайдеры. Также не стоит списывать со счетов большое количество согласовательных процедур, с которыми вынуждены работать операторы рынка.

Нижний порог

Снижение доходности бизнеса — результат демпинга со стороны большинства операторов, которые таким нехитрым способом наращивают абонентскую базу. Речь идет не только о мелких провайдерах районного масштаба, но и о крупных игроках. К примеру, в конце осени прошлого года Укртелеком, лидер отечественного рынка, намеревался ввести сверхнизкие тарифы на ШПД-интернет в размере 25–30 грн в месяц, чем очень взволновал рынок. Впоследствии оператор несколько скорректировал ценовую политику, а в начале 2012-го жаловался на снижение цен конкурентами.

В свое время Киевстар после слияния с Beeline (в конце 2010 года) привлекал абонентов слишком уж выгодными ценовыми предложениями. В итоге, в III квартале 2011 года средний ежемесячный доход с одного абонента скоростного интернета Киевстара составил 46,4 грн, что приблизительно на 20% меньше год к году.

Из 2 тыс. провайдеров больше половины мечтают о выгодном поглощении

«Как правило, во всех городах, куда мы заходим, есть один-два местных провайдера, которые тут же снижают цены, стремясь перебить наше предложение. Тем не менее наши цены на услугу во всех городах присутствия начинаются с 55 грн», — рассказывает директор по развитию бизнеса компании «Киевстар» на массовом рынке Виталий Ворожбит.

У каждого оператора себестоимость услуги разная. «Менеджмент компаний-лидеров сходится во мнении, что 60 грн с абонента — это разумный нижний предел. И главное, чтобы этот показатель не уменьшался, иначе возникнет риск обвала рынка, особенно в городах с высокой конкуренцией», — комментирует Александр Данченко, генеральный директор Датагруп. Впрочем, в Укртелекоме уверены, что ARPU (средняя выручка от одного пользователя) может быть ниже 60 грн. «Для  качественного предоставления услуг и для работы с положительной рентабельностью доход с одного абонента не должен быть менее 40 грн», — подчеркнули в пресс-службе Укртелекома.

Но не все крупные интернет-компании могут позволить себе демпинговать. Как правило, продавая услуги с минимальной наценкой или даже ниже себестоимости, оператору не хватает средств на развитие сети, повышение качества и расширение географии услуг. Особенно это касается операторов, которые не могут субсидировать развитие услуг ШПД за счет других видов деятельности, а также тех, у кого нет своей телекоммуникационной инфраструктуры. К примеру, Киевстар субсидирует направление ШПД за счет других доходных услуг, поэтому может одновременно активно строить сеть и предлагать относительно низкие цены пользователям.

Окна роста

Строительство сети довольно затратное мероприятие, поэтому немногие игроки рынка вкладывают в увеличение покрытия, а только довольно крупные — Vega, Киевстар и др. Как рассказал Контрактам Дмитрий Мельченко, начальник отдела управления продуктами телекоммуникационной группы Vega, стоимость сети доступа (не считая магистральных сетей, SAC и пр.) составляет  примерно $200–250 на абонента. Учитывая текущие затраты на содержание сетей, срок окупаемости инвестиций достигает свыше пяти лет.

«Экономически выгодно приобрести готовый актив. Строительство — это многомиллионные инвестиции в прокладку сети, обучение персонала, построение системы продаж, биллинговые системы, маркетинг», — считает Александр Данченко. К тому же кандидатов на поглощение в стране много. В Украине работают более 2 тыс. провайдеров. Порог вхождения на этот рынок минимален: провайдеры, предоставляющие доступ к интернету, могут работать без лицензии НКРС, а сеть доступа обычно состоит из недорогих «воздушек».

Дорогое производство, вандалы и демпинг конкурентов — будни операторов

Пока же, несмотря на обилие мелких компаний, сделок M&A на рынке немного. Объединением небольших провайдеров занимаются, к примеру, Датагруп или Воля. «Волоконно-оптических сетей, которые соответствовали бы нашим параметрам, в Украине единицы. Поэтому мы не видим целесообразности в приобретении технически и технологически устаревших сетей», — объясняет Виталий Ворожбит.

Кроме того, небольшие провайдеры, как правило, просят больше, чем готовы платить потенциальные покупатели. Крупные игроки оценивают прибыль компании и величину ARPU, ведь на рынке сейчас наблюдается кризис ликвидности и даже у лидеров нет денег на агрессивное развитие за счет сделок M&A. В то время как кандидаты на поглощение пытаются продать себя, исходя не из реальных показателей прибыльности, а из размеров абонбазы — чем она больше, тем больше денег просят за компанию.

Интересно, что ситуация в Украине с ШПД-рынком кардинально отличается от того, как эта отрасль развивается в России. Там лидерами  являются мобильные операторы, которые фактически поглотили местных игроков. Сотовые компании вполне закономерно заинтересованы в том, чтобы предоставлять комплексные решения: телефонию, интернет, IPTV. Поэтому операторы так называемой российской большой тройки скупали крупные интернет-компании, ранее объединившие под своим брендом многих мелких игроков. Таким образом, в России процесс консолидации прошел быстро и относительно безболезненно.

В Украине же работает много небольших компаний, но нет единого оператора, который целенаправленно укрупнялся бы, поглощая небольших провайдеров. Мобильные операторы не заинтересованы приобретать мелких игроков, поскольку не хотят тратить время и деньги на интеграцию сотен сетей в одну.

«В России уже прошел этап консолидации мелких активов, у нас же он даже не начинался. Пока в Украине работает множество мелких игроков, поглощать и приобретать которые крайне сложно», — констатирует Иван Золоческий, директор компании «МТС-Украина».

Статьи по теме
Податкова вирішила перевірити 17 операторів азартних ігор. Перелік
Податкова вирішила перевірити 17 операторів азартних ігор. Перелік

Державна податкова служба до кінця року перевірить 17 операторів азартних ігор. Про це пише Ліга.
17.08.23 — 673

Телеканал Коломойського заблокував популярний український канал в Youtube після критичного відео
Телеканал Коломойського заблокував популярний український канал в Youtube після критичного відео

Youtube заблокував популярний український канал Geek Journal (майже 100 тисяч підписників) після критичного відео про історію каналу "1+1".
22.01.21 — 1158

В Украине может ощутимо подорожать интернет
В Украине может ощутимо подорожать интернет

Украинцы заплатят за то, чтобы за ними следили в сети.
16.12.20 — 886