Контракти.ua

Автор: Мария Бондарь —  7486  —  17.02.12
В кризисный период украинцы проедают почти все, что не успевают пропить
В кризисный период украинцы проедают почти все, что не успевают пропить

Герой произведения Ильфа и Петрова «Золотой теленок», миллионер Александр Корейко аккуратно складывал деньги в жестяные баночки и хранил их в надежном месте. Примерно такой же модели потребительского поведения сегодня придерживается большинство взрослого населения Украины.

«С деньгами нужно расставаться легко, без стонов», — советовал Остап Бендер, главный герой хрестоматийного произведения Ильфа и Петрова «Золотой теленок», скромному миллионеру Александру Корейко. Однако сам Александр Иванович следовал иной логике: он резонно возражал великому комбинатору, что, мол, «подсчитывая мои доходы, вы совершенно упустили из виду расходы и прямые убытки». Экономный счетовод старательно избегал любых необязательных трат, столовался в самых дешевых местах, не обновлял собственный гардероб и интерьер квартиры, не пользовался такси, никому не делал подарков. Он аккуратно складывал деньги в жестяные баночки и хранил их в надежном месте. Примерно такой же модели потребительского поведения сегодня придерживается большинство взрослого населения Украины.

Женские настроения

В конце 2011-го Контракты провели телефонный опрос столичных продавцов потребительских товаров и услуг. Почти все респонденты жаловались на снижение объемов продаж. Спад потребительской активности коснулся даже тех рынков, которые вполне благополучно пережили первую волну кризиса. К примеру, отечественные салоны красоты чувствовали себя лучше других провайдеров потребительских услуг. Судя по результатам исследований TNS Ukraine, в прошлом году только 2,5% жителей страны наведывались в салоны чаще, чем раз в месяц. Директор департамента прогнозирования спроса консалтингового агентства Trade Intelligence Дарья Верховская убеждена в том, что в Украине частота посещения салонов — весьма точный индикатор настроения потребителей-женщин, а продажи пива и водки — индикатор настроения мужчин.

Количество украинцев, отдавших предпочтение указанному виду времяпрепровождения в II квартале 2011 года, %

«Все услуги health care и beauty care условно делятся на «поддерживающие» и «совершенствующие», и любой директор салона знает, что преобладание «поддерживающих» услуг в структуре продаж — очень плохой признак, — рассказывает Дарья Верховская. — Это значит, что новых клиентов нет и не предвидится, дополнительные продажи постоянным посетителям не осуществляются и вообще клиенты настроены на сокращение расходов». Результаты опросов TNS Ukraine свидетельствуют о том, что те из наших соотечественниц, кто все еще ходит в салоны, делает это либо раз в месяц (16,3% населения), либо раз в два-три месяца (16,3% населения). Такая частота посещения означает, что речь идет в основном о «поддерживающих» процедурах. «В такой ситуации уместно говорить об общей потребительской апатии, — отмечает эксперт. — Отсутствие спроса на «совершенствующие» сервисы health и beauty care показывает, что женщины больше не воспринимают покупку потребительских товаров и услуг как способ повышения качества жизни».

Апатия и алкоголь

Нечто подобное происходит и с мужчинами. Для сильной половины населения Украины стремление к новому качеству жизни выражается в первую очередь в изменении формата потребления алкоголя. Когда украинцы настроены на активное потребление, они пьют в основном вне дома, раз в неделю или два-три раза в месяц. Причем распитие спиртных напитков, как правило, сопутствует покупке каких-нибудь услуг индустрии развлечений. Это может быть поход в кинотеатр, боулинг, посещение ночного клуба и т. д. «Верный показатель мужской потребительской апатии — растущая частота покупок алкоголя вне общественного питания на фоне снижения посещаемости увеселительных заведений, — говорит Дарья Верховская. — Мужчины пьют дома, причем делают это чаще раза в неделю. Если прослеживается такой тренд, можно смело прогнозировать снижение объемов продаж почти всех товаров и услуг, рассчитанных на мужскую аудиторию. Особенно показательно увеличение частоты потребления наиболее привычных для данной местности алкогольных напитков. В Украине это пиво и водка». В прошлом году 17,1% населения нашей страны пили водку раз в неделю и чаще (данные TNS Ukraine). 30,5% употребляли пиво несколько раз в неделю, а 6,8% — ежедневно. При этом 45,5% населения ни разу не побывали ни в ресторане, ни в кафе. С посещаемостью других развлекательных заведений — дискотек, кинотеатров, боулинг-клубов, бильярдных и т. д. — дела обстоят еще хуже.

13,5% украинцев тратят на еду почти весь семейный бюджет

Самыми популярными разновидностями досуга оказались просмотр телепередач и приготовление пищи. Едят наши соотечественники, по всей видимости, много. Судя по структуре потребительских затрат, украинцы проедают почти все деньги, которые не успевают пропить. 51,7% населения страны тратят на еду больше половины личного бюджета. Показатель докризисного 2007 года — 45,4%. Увеличение удельного веса расходов на питание в общем объеме потребительских трат обычно свидетельствует о снижении уровня доходов. В период экономического спада логично было бы предположить, что соотечественники попросту беднеют. Тем не менее результаты исследований TNS Ukraine говорят об обратном. В 2007-м только 2,1% опрошенных утверждали, что зарабатывают более 6000 грн в месяц, 3,8% говорили, что их ежемесячный заработок составляет от 4000 до 5999 грн. В 2011-м таких было соответственно 8,4% и 13,1%. Выходит, что в период экономического спада украинцы зарабатывают все больше, но при этом их эмоциональное состояние и покупательная способность стремительно ухудшаются.

По мнению Виктории Маленко, научного сотрудника лаборатории психологии масс и сообществ Института социальной и политической психологии АПН Украины, далеко не все соотечественники, называющие суммы свыше 4000 грн в месяц, говорят правду. «Скорее всего, это самообман, — полагает Маленко. — Людям не хочется признаваться себе в том, как мало они зарабатывают. Неприятно осознавать, что живешь плохо, а тем более сообщать об этом посторонним. Вот и срабатывает механизм психологической защиты».

Статьи по теме
У украинцев из-за карантина становится меньше сбережений – опрос
У украинцев из-за карантина становится меньше сбережений – опрос

Большинство готовы быть на карантине только до начала лета
30.04.20 — 1378

Цены на продукты: почему подорожали самые популярные товары
Цены на продукты: почему подорожали самые популярные товары

Украинцы сметают еду с полок супермаркетов, а ценовой ситуацией уже заинтересовались антимонопольщики.
31.03.20 — 1524

Эксперт рассказал, в какой валюте лучше хранить сбережения
Эксперт рассказал, в какой валюте лучше хранить сбережения

Доллар сегодня нестабилен, а значит не стоит хранить деньги лишь в одной валюте.
19.12.19 — 1141