Контракти.ua

19534  —  08.11.07
Почему регионалы боятся назначения Тимошенко
Почему регионалы боятся назначения Тимошенко

Если историки правы и концом средневековья является период, когда политическая власть начала отделяться от экономической, то Украина погружена в «темные века». Власть и бизнес в нашей стране тесно переплетены. Вместе с тем представление о том, что бизнесмены идут в политику для приумножения своего капитала, справедливо лишь отчасти.

По материалам еженедельника Контракты 

 

Став депутатами или министрами, предприниматели действительно принимают законы под себя, осваивают бюджетные средства, имеют негласные льготы в разного рода тендерах и т. п. Однако в этом процессе все не так просто, как кажется. Известны случаи, когда депутатство и доступ к властным рычагам помогли тем или иным персонажам, но есть примеры и прямо противоположные. Нельзя утверждать, что причастность к власти гарантирует некую ренту всем без исключения. Скорее наоборот — бизнес через политику чреват ожесточением конкурентов, интригами, в общем, есть риск остаться и без бизнеса, и без должности.

Возникает логичный вопрос: почему политическая власть остается столь привлекательной для предпринимателей? Основных причин, думаю, две. Первая состоит в том, что в Украине крайне сложно вести бизнес спокойно и честно платить все налоги. Попросту говоря, на определенном этапе развития предприятия бизнесмен осознает, что, если он не пойдет во власть, она придет к нему (как вариант — будет послана конкурентом). Вторая же причина многообразна и представляет собой некую интегральную величину «тяготения к власти».

Это может показаться анекдотом, но автору точно известно, что в распущенном этой весной парламенте были небедные предприниматели, не знавшие, как отбить деньги, потраченные на выборах. Люди инвестировали немалые средства, чтобы попасть в списки, и в результате оказались не у дел. Опять-таки я знаком с бизнесменами, имеющими высоких покровителей, но категорически не желающими работать с госучреждениями.

Ведь, с одной стороны, наше государство отнюдь не всегда пунктуально выполняет свои обязательства (особенно, если речь идет о реализации долгосрочных проектов), а с другой — госзаказы и освоение бюджетных средств всегда сопряжены с бесконечными проверками, гипертрофированной отчетностью и прочей головной болью. В любой постсоветской стране (кроме, разве что государств Прибалтики) власть значительно охотнее и легче забирает деньги, чем дает. Возникает замкнутый цикл: «власть — деньги — власть».

Напомню, что на закате СССР «хозяйственники» обладали такой же, если не большей властью, чем «партийные». В условиях экономики госпланов и лимитов обычные сбытовики и снабженцы превратились во всесильных баронов, в ведении которых было не только производство, но и образование, медицинское обеспечение и даже питание их подопечных. По сути, уже тогда можно было говорить о феодальном обустройстве страны. Закрепление status quo на уровне политическом оказалось лишь вопросом времени.

Недавно в одном обстоятельном исследовании по практике корпоративного управления в Украине я прочел, что отечественных директоров интересуют не столько деньги, сколько власть. С этим фактом связан, например, провал приватизации средних предприятий. Точнее, формально находясь в частной собственности (как правило, в форме АО), заводики бережно сохраняют советскую практику менеджмента. В результате приватизации они не изменили свое экономическое поведение и нынешний их удел — банкротство, рейдерство и прочие неприятности, но это уже несколько другая тема.

Сейчас лишь отметим, что схема, согласно которой «бизнесмен идет в политику ради прибыли», — это частность. Если более обще, то политика и бизнес (хозяйственная деятельность) в Украине неразрывны и представляют собой некую интегральную характеристику статуса. И в СССР, и в Украине статус во многом зависел от политических и административных факторов. Именно этим ситуация в нашей стране отличается от ситуации в развитых государствах, где статус человека также влияет на его место в политэкономических отношениях.

Таким образом, поход во власть — это не что иное, как попытка предпринимателей придать убедительности своему статусу. При этом бизнесмены, рассматривающие власть только как инструмент обычного обогащения, в результате проигрывают. Долгожителями остаются те, кто умело пользуется статусом: заняв должность, чиновник практически сразу оказывается окруженным разноуровневыми фирмами, так или иначе нуждающимися в бюрократических услугах.

Характерно, что парламентские выборы не сильно влияют на распределение сил в экономике статуса. Разумеется, итоги кампании используют для того, чтобы расширить влияние, однако открытые конфликты между ФПГ случаются только, когда они лежат в плоскости личных отношений олигархов. В остальном, независимо от смены власти, все сохраняется так, как и было. Рискну предположить, что заявления Виктора Ющенко о том, что оппозиции нужно выделить места в Кабмине, а также общая настороженность по поводу второго пришествия Юлии Владимировны на премьерский пост вызваны простым обстоятельством — конфликтностью Тимошенко и ее склонностью к ручному управлению экономикой.

Причем боятся бизнесмены не политики, которую Тимошенко будет реализовывать, а личности — ее качеств, в совокупности со статусом премьера делающих поведение Юлии Владимировны непредсказуемым. В любой другой ситуации непопадание регионалов во власть, конечно, расстроило бы их, но не очень, ведь статус (как и разруха) существует прежде всего в головах и трудно поддается формализации.
Статьи по теме
Портников назвав причини, чому США нарешті проголосували за допомогу Україні
Портников назвав причини, чому США нарешті проголосували за допомогу Україні

Можливо, якби не було атаки Ірану на Ізраїль, Конгрес і далі міг би зволікати з ухваленням питання ще кілька тижнів чи місяців.
23.04 — 392

Байден у розмові з Зеленським дав дві важливі обіцянки: чого чекати Україні
Байден у розмові з Зеленським дав дві важливі обіцянки: чого чекати Україні

Президент Володимир Зеленський 22 квітня, провів розмову зі своїм американським колегою Джо Байденом. Вони обговорювали постачання зброї, якої потребують ЗСУ.
23.04 — 276

Що буде зі снарядами, які США пообіцяли передати ЗСУ у березні: відповідь Держдепу
Що буде зі снарядами, які США пообіцяли передати ЗСУ у березні: відповідь Держдепу

Україна одразу зможе використати ті боєприпаси від США, передачу яких Вашингтон анонсував у березні у рамках останнього пакету військової допомоги. Їх не треба буде економити.
23.04 — 314