Экс-премьер Юлия Тимошенко несет персональную ответственность за установление нерыночной и дискриминационной базовой цены российского природного газа для Украины $450 за 1000 куб. м.
Как сообщает «Интерфакс-Украина», такой вывод сделан в предварительном отчете временной следственной комиссии Верховной Рады.
«Дискриминационная нерыночная, политическая базовая цена $450 за 1000 куб. м в формуле цены на закупку газа была установлена на основании личных договоренностей премьер-министров Украины и РФ Тимошенко Ю.В. и Путина В.В. 17 января 2009 года», – говорится в документе.
Согласно ему, следственная комиссия из ответов Администрации президента, МИД и Кабмина установила, что переговоры Ю.Тимошенко и Владимира Путина в ночь на 17 января 2009 года в режиме с глазу на глаз проходили совершенно секретно, их содержание неизвестно до сегодняшнего дня.
Помимо установления базовой цены в $450 за 1000 куб. м, отмечается в отчете, результатом этих переговоров стало сокращение переходного периода для выхода на рыночные цены с трех до одного года, появление схемы изъятия газа RosUkrEnergo.
По мнению комиссии, тогда же в формулу расчеты цены на газ были внесены применяемые в Европе мазут и газойль вместо используемого в Украине угля, объем покупки газа 52 млрд куб. м по принципу «покупай или плати» и штрафные санкции в 300% от цены при недоборе газа.
В отчете также утверждается, что Ю.Тимошенко единолично, превысив служебные полномочия, вмешалась в ведение переговоров между НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» о купле-продаже и транспортировке газа, предоставив не утвержденные правительством директивы, смысл которых разрушил достигнутые 2 октября 2008 года межправительственные договоренности. «На основании директив 19 января 2009 года были подписаны дискриминационные, несправедливые по отношению к украинской стороне контракты на покупку-продажу и транзит газа, в результате чего нанесены значительные убытки законным интересам Украины», – сказано в отчете.
Комиссия допускает, что у Ю.Тимошенко могла быть личная заинтересованность в установлении выгодных для России условий контрактов в связи с ранее возбужденными в отношении нее уголовными делами в этой стране.