Годовщина «малых дел»: две стороны медали достижений Кабмина Азарова
Год, проведенный в премьерском кресле, показал, что Николай Азаров добровольно согласен нести на себе крест «политического мазохиста», оттягивая на себя электоральную злость за «реформы», приводящие к подорожанию продуктов, топлива и коммунальных услуг.
Именно он, каковы бы ни были его личные управленческие качества и желание хорошо сделать работу, разрушил мнение о команде Януковича как команде профессионалов. И уж точно Азаров – никакой не реформатор. Потому что он – человек иной эпохи.
Заблудившийся во времени
Следует признать: с точки зрения президента, именно сейчас Азаров находится на своем месте. Неамбициозный и пожилой премьер, никогда не выказывавший самостоятельных амбиций как политик – идеальный соратник и подчиненный Виктора Януковича, показательное воплощение идеи о вертикали власти и винтиках системы. Азаров, будучи самым большим «винтиком», отлично осознает свое место и роль, и на постоянную тень возможной отставки смотрит с фатализмом. Он – солдат системы, советский управленец, понимающий, что уже достиг вершины своей карьеры. Как раз такому человеку, как Азаров, и нужно возглавлять правительство при той модели общественно-политического устройства, которую пытаются – в идеале – построить Партия регионов и лично президент. Но Азаров – управленец из эпохи советских времен, когда власть была подобна заводу с четким механизмом разделения ответственности и обязанностей. Ему бы быть премьером в Беларуси или России, и во времена не кризисные, а стабильные. По мышлению и образу действий он – консерватор, но никак не реформатор.
Правительство Азарова за год не продемонстрировало особых управленческих находок. Кредит МВФ, изыскание возможности урезать бюджетные расходы, ужесточение фискального давления – все это вполне можно было ожидать в условиях, когда большой бизнес не готов делиться прибылью, а в экономике происходит перераспределение финансовых потоков и фактическое переподчинение всех «вкусных» активов среди узкого круга избранных. Собственно, все непопулярные шаги правительство Азарова вынуждено было предпринять как следствие заключения кредитного соглашения с МВФ. В первую очередь, это касается пенсионной реформы. Однако и все остальные реформы, начиная с налоговой, направлены лишь на избавление большого бизнеса и союзной с ним верхушки крупной бюрократии от пут социальных гарантий, доставшихся в наследство от СССР. И Трудовой, и Жилищный кодексы, и даже возможная конституционная реформа проникнуты идеями максимального урезания государственных обязательств. Административная реформа, во многом, саботируется самими же чиновниками, и должной жесткости в ее проведении не наблюдается. Коррупция продолжает процветать и множится, несмотря на отчеты о регулярном задержании коррупционеров – вплоть до уровня мэров. Серьезное и постоянное усиление налогового давления, милицейский произвол и растрата кредита доверия к власти (из-за повышения тарифов и дефицита продуктов) – все это привело к окончательному исчезновению мифа о команде профессионалов. Азаров при этом является главным «мальчиком для битья» – незавидный статус для взрослого человека.
Политический мазохизм
С самого начала существования нынешнее правительство можно было разделить на «управленцев» и «терпил». В последних также подразумевались управленческие качества, мало того – качества эти могли быть довольно высокими. Но немаловажной, если не основной, функцией второй группы было отвлечение внимания общества и прикрытие тех самых реформ, точнее, непопулярных шагов в интересах узкой части элиты, которые решено было именовать реформами. К числу таких чиновников, кроме самого Азарова, можно причислить Тигипко, Бродского, Табачника, в то время как практические управленцы – в основном олигархи и их топ-менеджеры, интегрированные во власть, отвечают за конкретные (и прибыльные) сектора экономики. Самые показательные фигуры этой группы - Колесников, Клюев, Бойко.
То, что в правительстве оказалось такое большое число лиц с неоднозначной репутацией, которые согласны нести крест постоянной критики, может вызывать удивление. Но в жесткой структуре ПР так и должно быть. В замкнутой касте, которую представляет собой нынешняя властная вертикаль, все играют назначенные им роли, начиная с президента. Азарову в этих условиях назначена роль «великого визиря», который обязан оттягивать от главы державы обвинения в неэффективном управлении и ухудшении жизни уже сегодня. Иное дело, что людям все боле становится понятно – Азаров не является ключевым лицом, принимающим решения. Он – не диктатор экономики в переходный период, и не реформатор, которому дан карт-бланш. Все нити управления замкнуты на первое лицо, доступ к которому, в свою очередь, регулируется «ближним кругом» в АП. Потому глава Кабмина все более выполняет роль «губки», впитывающей весь негатив от преобразований, но эта «губка» уже не защищает президента тотально. В конце концов, взяв на себя полноту власти по Конституции 1996 года, Янукович сам создал себе имидж «ответственного за все». И ни Азаров, ни Тигипко в этом плане не смогут служить вечными «прокладками» между ним и народом.
Сомнительные плюсы
Из достижений первого года работы Николая Яновича традиционно называют отсутствие инфляции. И это при том, что гривну печатают усердно, и именно превышение денежной массы во многом способствовало скачку цен на продукты питания, что, вкупе с попытками регулировать цены административным способом, закончилось фиаско и привело к фактическому саботажу указаний Азарова. Население увидело пустые полки, бизнес и оппоненты премьера – возможность саботировать его решения. Не таким уж и «необходимым» управленцем оказывается Николай Янович: его как раз можно «обойти», а его решения саботировать. Так что отсутствие инфляции – скорее, следствие не мудрой монетаристской политики главы Кабмина, а результат того, что Янукович и Азаров не рассчитывали заработать на курсе гривни и не занимались судорожными финансовыми спекуляциями. Афера с курсом нацвалюты, которая бала несколько раз проделана при Ющенко, наверняка имела целью наполнение карманов уходящих из власти политиков. Новому главе державы подобные акции не нужны. Наоборот, Нацбанк поставлен под личный контроль президентской семьи. Так что заслуга Азарова оказывается относительной, и очевидной лишь в сравнении с упражнениями, которые проделывали с гривной Ющенко и Стельмах.
Вторым безусловным достижением Азарова называют улучшение экономической кооперации с Россией. Да, очевидные шаги сделаны. Авиастроение, сотрудничество в ядерной сфере, допуск ЛУКОЙЛа на черноморский шельф, усиление роли банка ВТБ, приватизация Запорожстали и Укртелекома - все это произошло за время премьерства Азарова. Однако, во-первых, все это заметно лишь по контрасту с эпохой позднего Ющенко. Во-вторых, Азаров выступает лишь исполнителем общего курса, воплощаемого и реализуемого Януковичем через персональную дипломатию. Путин прекрасно знает цену Азарову как партнеру. Для него очевидно, что Николай Янович – фигура техническая. Российский премьер не может не видеть управленческих качеств Азарова, но при этом понимает степень реального влияния коллеги на экономические процессы в Украине. Тем более что и Путин, и Медведев жаждут получить в Украине много больше, чем им выдал Азаров. Так что, с их точки зрения, достижения нынешнего Кабмина на пути дружбы с Россией – всего лишь предварительная, частичная, уступка.
Российские верхи понимают, что не смогут играть на амбициях Азарова как политического деятеля, что он будет для них «мистером нет», когда скажет Янукович, и «мистером да» - снова-таки, по указанию шефа. Поэтому через Азарова россияне никаких стратегических уступок для себя не добьются. Так что успехи украинского премьера на российском направлении пригодны только для пиара внутри Украины, вернее, внутри электората ПР. Наоборот, достижения эти достаточно спорны, ибо ведут к экспансии российского капитала.
Третьим достижением сам Азаров называет экономический рост в 4,2%. Хотя при этом оговаривается, что рост был достигнут после «коллапса, в который ввергла страну Тимошенко». Действительно, падение ВВП в 2009 году – а за основу берется оно – составило, по последним данным Госкомстата, 14,8%. Выравнивание ситуации в 2010-м было достигнуто за счет кредита МВФ и повышения спроса на продукцию украинской металлургии в Китае и Индии. То есть, Украина по-прежнему представляет собой классическую экспортно-сырьевую экономику, и все «улучшения», равно как и «ухудшения», рассматриваются только в этой системе координат. Оживился спрос на металл – начался рост, и можно отчитываться об успехах правительства. А если спрос упал – виновато уже не правительство, а мировая конъюнктура и все то же наследство «проклятого прошлого».
Очевидные минусы
Что касается газовых вопросов, то Азаров признает здесь свой провал. Мол, Путин не собирается пересматривать газовый контракт, а хитрая Тимошенко составила все юридически грамотно. При этом, конечно, Харьковские договоренности Януковича и Медведева, как акция политическая, прошли явно без участия Николая Яновича. После этого ему добиться каких-либо уступок со стороны Путина было более чем сложно. Тот не собирается снижать цену, откровенно обманув Украину. При этом Европа уже вовсю работает над диверсификацией поставок газа, причем вплотную страны ЕС занялись этим вопросом в 2010-м году. В Украине же пока только говорят о добыче сланцевого газа. Зато бурить шельф позволили российскому ЛУКОЙЛу. Естественно, Россия менее всего заинтересована в том, чтобы мы слезли с ее газовой иглы. В итоге добыча газа при Азарове сократилась на 5,3%, нефти и газового конденсата – на 10,3%.
Гордится Азаров и принятым бюджетом на 2011 год. Бюджетом, в котором увеличены затраты на содержание президента, силовых структур, прокуратуры и депутатов. Например, содержание охотничьих хозяйств и резиденций подорожало на 50%, а медицинское обслуживание депутатов – на 82%. На Генпрокуратуру, причем сразу после пришествия нового прокурора, затраты увеличены на 77%. И это в то время, когда у 32% жителей Украины нет денег на еду (данные опроса Института Горшенина, проведенного в феврале 2011 г.), а 12,5 млн, по данным Счетной палаты, официально живет за чертой бедности (и без того скандально низкой).
Зато выданы льготы судостроению, гостиничному и строительному бизнесу – отраслям, в которых заинтересованные олигархи смогли лоббировать свои интересы при принятии главного финансового документа страны. Преференции при квотировании экспорта зерна, безакцизный ввоз нефтепродуктов – примеры того же порядка. То есть, принят бюджет содержания и обогащения избранной элиты за счет остальных слоев населения. Действительно, есть чем гордиться. Посмотрим теперь на иные цифры премьерства Азарова. Отрицательное сальдо внешней торговли Украины товарами по итогам 2010 года составило 9,309 млрд долларов, что на 62,3% больше, чем в 2009 году (5,737 млрд долл). Экспорт товаров в 2010 году вырос на 29,6% - до 51,431 млрд долларов, импорт – на 33,7%, до 60,740 млрд долларов. Это - данные Госкомстата. Коэффициент покрытия экспортом импорта в 2010 году составил 0,85, в 2009 году – 0,87. Госдолг за 2010-й вырос почти на 36%, достигнув в гривневом выражении 114 млрд грн. Для сравнения: Тимошенко сформировала долгов на 128,5 млрд, но ее времена и методы преданы анафеме.
Лучший ведомый
Подводя итоги своего первого года в премьерском кресле, сам Азаров неудачами признал только итоги газовых переговоров с РФ и дефицит продуктов. В остальном, с его точки зрения и вопреки Госкомстату, все отлично. Давления на малый и средний бизнес нет – наоборот, открылись 150 тысяч новых малых предприятий (сколько закрылось - премьер не владеет информацией), заработная плата увеличилась на 10,2%, цены на хлеб в Украине ниже, чем в Беларуси и России, как на дрожжах растут депозиты в банках. И вообще, жизнь и экономическая ситуация в стране неуклонно улучшаются. Похоже, мы с премьером живем в разных странах.
Когда говорят, что Азаров несамостоятелен, в этом видят одну из главных проблем его премьерства, и одну из причин проколов. Но и полную самостоятельность ему давать тоже страшновато: он вряд ли умеет руководить в условиях рыночной экономики, к тому же, адаптирующейся к мировому кризису. Пример с Налоговым кодексом в этом плане - более чем показателен. Ведь именно этот кодекс можно и нужно считать вершиной и квинтэссенцией представлений Азарова-премьера о том, какой должна быть вверенная ему страна, и каковы должны быть в ней функции власти, бизнеса и народа.
И все же пока Азаров остается идеальной фигурой для Януковича. Его единственное, но главное преимущество уже указывалось - отсутствие политических амбиций. И оно перевешивает все остальное. Проводить некие реформы, урезать гарантии, быть «чистильщиком», собирать негатив и не оглядываться на собственный рейтинг, да еще имея при этом опыт сбора налогов и понимание административной вертикали во вполне советском духе – такого премьера Януковичу более не найти. Любой иной на месте Азарова будет рассматриваться как потенциальный преемник. Любой другой не будет таким терпеливым. В этом смысле Николай Янович – уникальный премьер.
Фото «Украинская правда»