Годовщина инаугурации президента Виктора Януковича и формирования новой украинской власти — это еще и время особого отсчета. Это годовщина власти без женщин.
То есть нельзя сказать, что их вообще нет — в Администрации президента их предостаточно, но это, так сказать, обслуживающий главу государства орган, сотрудники которого не несут конкретной ответственности за свои решения. Эта ответственность на самом Януковиче. А вот то, что Украина, пожалуй, единственное европейское государство, в котором нет женщины-министра и женщины-губернатора, — вот это интересно.
Тем более что сами руководители страны и не скрывают: отсутствие женщин в правительстве — не случайность, а результат их совершенно искреннего представления о роли большинства населения нашей страны. Это обслуживающая роль — от кухни до президентской Администрации. Женщина хороша для стряпни — кулинарной, идеологической и даже экономической. Но она не может принимать решения. Это дело мужчин. И мужчины готовы активно отстаивать свою репутацию крепких хозяйственников и мужественных политиков — даже тогда, когда для отбеливания непопулярных или непрофессиональных решений им приходится отправлять на телевизионные шоу женщин, а самим с мужской прямотой отвечать на заранее подготовленные вопросы тщательно отобранной массовки.
Можно подумать, что принижение женской роли — результат страха власти перед Юлией Тимошенко, у которой год назад Виктор Янукович вырвал победу на выборах главы государства. Но на самом деле причина гораздо глубже: она в советском воспитании президента, премьера и многих представителей их окружения. В советском обществе при всем декларируемом номенклатурой всеобщем равноправии было глубоко укоренено бесправие оруэлловского «Скотного двора». Все равны, но... партийные работники «равнее» всех остальных. Пролетарии «равнее» попутчиков-интеллигентов. И, конечно же, мужчины равнее женщин. Место женщины — в президиуме партийного собрания: белый верх, черный низ и никакой отсебятины. За всю 70-летнюю историю партийного политбюро женщина попадала в его состав только один раз, и то не очень надолго. Зато Екатерина Фурцева стала настоящей советской легендой, о ней сейчас снимается сразу два художественных фильма, на Тверской в Москве установлена мемориальная доска в ее честь. А кто сейчас помнит мужчин, которые входили в то время в состав Президиума ЦК КПСС? Потому что мы интуитивно понимаем, что дойти до таких вершин в варварском, основанном на мужском превосходстве обществе — это нужно быть совершенно особенным человеком. И при этом Екатерина Фурцева была глубоко несчастна — борьба за власть с «альфа-самцами» из обкомов сделала ее издерганным, нервным человеком, склонным к суициду.
Казалось бы, те времена давно прошли вместе с пренебрежительным отношением к женщине. Но когда президент европейской страны приглашает иностранных гостей в весенний Киев полюбоваться красотой раздевающихся украинских женщин — это никакая не шутка и даже не комплимент. Это заурядная цивилизационная катастрофа. Это то, о чем приходится писать и по другим поводам — дело не в политических взглядах или биографии. Дело в советском воспитании, которое просто не дает возможности человеку реалистично оценить стремительно меняющийся мир и научиться принимать не просто правильные, а соответствующие моменту решения. И рассчитывать при таком отношении к жизни на успех хоть каких-то настоящих реформ, по меньшей мере, наивно.
В правительствах ряда процветающих государств немало женщин на самых ответственных постах. При этом можно проследить закономерность, которая вряд ли порадует украинскую власть: чем страна успешнее, тем женщин в исполнительной власти больше. И это не потому, что женщин в правительство кто-то специально отбирает. Нет, просто в развитом мире уже не так важно, кто женщина, а кто мужчина — разумеется, с деловой точки зрения. Все конкурируют на равных, воспитывают детей на равных, отвечают за принятие решений на равных. И европейцу, для того чтобы понять, что Украина — бедная и отсталая страна, совсем не обязательно интересоваться цифрами ВВП или размерами взятки, которую нужно дать чиновнику для «содействия» бизнесу. Ему достаточно вглядеться в скучнющий — пиджак-галстук-пиджак-галстук-пиджак-галстук — ряд фотографий министров украинского правительства, чтобы все стало ясно.
Виталий Портников, «Контракты»
Фото УНИАН