18677 — 25.01.11
Рейтинг власти: почему Украина — страна третьего мира
Мир поставил Украине диагноз. Согласно исследованию американской неправительственной организации Freedom House, Украина перестала быть свободной страной. В рейтинге свободы за 2010 год наша страна попала в категорию «частично свободных государств».
Этому предшествовало снижение рейтинга свободы слова. По версии международной организации «Репортеры без границ», мы заняли 131-ю позицию из 178 возможных, в то время как еще в прошлом году Украина занимала 90-е место. В рейтинге демократии (Democracy Index 2010) Украина потеряла сразу 14 пунктов, заняв 67-е место и пропустив вперед не только постсоветские демократии, но и такие африканские страны, как Гамбия. Кроме того, Украина опустилась с 162-го на 164-е место в рейтинге экономических свобод, который ежегодно составляет исследовательский центр Heritage Foundation совместно с газетой Wall Street Journal. По удобству ведения предпринимательской деятельности нас обогнали Россия, Беларусь и Узбекистан. В глобальном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2010–2011 гг. Украина тоже съехала вниз на семь позиций, оказавшись на 89-м месте среди 139 стран.
Довершает эту картину предоставление Чехией политического убежища экс-министру экономики Богдану Данилишину. Таким образом, Европа признала, что в Украине происходят политические репрессии. Если эти тенденции сохранятся, то вскоре высшим украинским чиновникам грозит участь их белорусских коллег: они станут невыездными. К сожалению, это не единственное из возможных последствий.
Во-первых, по итогам 2010-го Украина уже утратила основное конкурентное преимущество по сравнению с другими постсоветскими странами — еще в прошлом году мы были единственной свободной страной на постсоветском пространстве, не считая стран Балтии. Во-вторых, сегодня уже очевидно, что переговоры с ЕС о зоне свободной торговли и безвизовом режиме так и останутся разговорами. Но самое неприятное то, что падение Украины во всех рейтингах ничем не оправданно, вернее, ничем не компенсировано. Закручивающую гайки власть можно было бы понять, если бы ей удалось навести порядок в экономике и создать более-менее эффективную систему государственного менеджмента. Но, увы, несмотря на все реформаторские потуги, «масштабную дерегуляцию» и сокращение перечня лицензий, Украина по уровню свободы экономической деятельности опустилась на последнее место среди европейских стран, включая Молдову (рейтинг Heritage Foundation). Что же касается такого критерия, как «эффективность функционирования правительства» (Democracy Index 2010), то у нас дела, как выясняется, даже хуже, чем в Лесото, Намибии, Папуа — Новой Гвинее и Суринаме.
Многие наши соседи по основным рейтингам — разоренные гражданскими войнами страны третьего мира, с крайне высоким уровнем преступности и малообразованным населением. В этих странах иностранцам лучше не гулять без охраны. Однако, невзирая на упомянутые выше рейтинги, украинцы выгодно отличаются от папуасов, банту или зулусов. У нас не распространены человеческие жертвоприношения, сравнительно низкий уровень убийств и изнасилований. Если верить отчетам ООН, индекс человеческого развития в Украине выше, чем в целом по миру, а индекс образования — один из самых высоких. По уровню образования граждан мы опережаем Швейцарию, Великобританию и Японию. Иными словами, в Украине живут нормальные, неглупые европейцы.
Отсюда вывод: вопреки расхожему мнению о том, что каждый народ достоин своего правительства, украинцы все же достойны лучшего. Рейтинги политических и экономических свобод — это не рейтинги Украины в целом, а рейтинги украинской власти. Тем не менее проблемы с визами будут у всех соотечественников еще долго — до тех пор, пока мы не научимся выбирать правильную власть.
Дмитрий Фионик, «Контракты»
Фото Укринформ