18166 — 01.11.10
После аудита: почему Тимошенко не станет Ходорковским
После аудита Кабмина Юлии Тимошенко стало ясно - отныне никто из самых топовых персонажей украинского политикума, в случае падения с вершин власти, не застрахован от проверки своей деятельности и от возможных последствий такой ревизии.
«Священных коров» больше нет. И это – хорошо. Однако методы, люди, обстоятельства и итоги аудита являются лишним доказательством системы двойных стандартов и политического реваншизма, в которую с упоением впала победившая группировка. Как у нас водится, системный процесс стал результатом конъюнктурной борьбы.
Нарушение табу
Аудит Тимошенко стал таким же ключевым пунктом в развитии внутривидовой борьбы на верхушке украинского политического Олимпа, как и дело Павла Лазаренко. Последнее было даже круче, потому что было направлено против одной персоны, которую с тех пор ославили как самого одиозного политика в истории Украины и коррупционера всемирного масштаба. Кампания против Лазаренко была первым случаем, когда украинские властные круги нарушили системное правило «не выносить сор из избы». После этого, казалось, наступило затишье: редкие аресты и посадки, равно как и громкие обвинения (дело Жердицкого, банка «Славянский») не были направлены против фигур столь значительных, чтобы оказать на политическую жизнь Украины какое-либо влияние. Вплоть до того времени, как в 2001 году в тюрьму не засадили Юлию Тимошенко.
И это стало вторым знаковым случаем показательных разборок. Случаем, который на тот момент однозначно воспринимался как политическое преследование, и потому обернулся лишь на пользу рейтинга узницы. Из тюрьмы она вышла в мученическом ореоле, в котором, собственно, шествует и до сих пор. И если ее карьере суждено развиваться по принципу «от тюрьмы до тюрьмы», то временной отрезок этой карьер, как видим, 10 лет.
Затем были Майдан и ющенковская эпоха, которая теперь может считаться «золотым веком» могущества и безнаказанности украинской политической элиты. Попытки «оранжевых репрессий» закончились кратковременным пребыванием в СИЗО Евгения Кушнарева и Бориса Колесникова вкупе с БТРом на газоне ахметовского особняка. Однако нынешние «бело-голубые» парни не столь беззубы. Идеология и практика реванша, ориентация на московского «большого брата», равно как и обстоятельства предвыборной борьбы, требуют показательной посадки. И если уж брать, то наверняка. Тимошенко является основной целью репрессивной кампании. Конечно, кроме нее, на нары могут отправить и Александра Турчинова, и Юрия Луценко, что само по себе уже станет показательным для нашей элиты нарушением принципа корпоративной солидарности. Но именно арест Тимошенко должен, по логике действий «регионалов», стать финальным аккордом «зачистки» политического пространства. Без этого ареста все аудиты и процессы «второго уровня» будут восприниматься как «неполноценные», половинчатые репрессии.
Ареста «леди Ю» Украина будет ждать с буквально садомазохистскими чувствами. Но если власть на него пойдет, этот факт докажет как раз прямо противоположное ее нынешнему имиджу и курсу: а именно, что Украина – не Россия. У нас посадить чиновника столь высокого уровня (к тому же, популярного и харизматичного политика), окажется возможным. Тем самым принцип «не доходить до крайностей» в отношениях внутри элиты будет сломан. В России такого быть не может. Потому и дело Тимошенко, если оно возникнет, будет отличным от дела Ходорковского.
Посадить Юлю
Превращение экс-премьера в главную сиделицу эпохи Януковича будет доказательством того, что российская система в Украине возможна лишь во внешней копии. В России посажен был олигарх, по сути – закулисный деятель, о котором общество знало до его ареста очень мало. Арестовав Ходорковского, российская власть, как мы знаем, полностью достигла цели усмирения олигархата. Сажать после этого какого-нибудь Немцова или даже Касьянова (по рангу аналогичного Тимошенко) уже не нужно. Конечно, при желании, и их могут посадить. Но если не сделали этого до сих пор, то вряд ли это произойдет в ближайшем будущем. По сути, после Ходорковского в России уже можно никого не сажать. У оппозиции нет шансов, оттого и политиков, как таковых, отправлять на нары смысла нет. Они для тамошней власти не опасны, хотя показательно лупить их по голове продолжают беспрерывно, дабы показать силу и могущество власти – то главное, от чего «млеет» российский менталитет.
В Украине все иначе. У нас оказалось, что олигарха посадить сложнее, чем политика, каким бы популярным этот политик не был. Сейчас уже понятно, что Коломойский не стал и вряд ли уже станет Ходорковским. Максимум – Березовским, и то – если уж очень сильно не впишется между Фирташем, Ахметовым и Москвой. Пока Янукович ведет отнюдь не путинскую кампанию по «равноудалению» олигархов. Он проявляет готовность сажать чиновников и политиков, но не истинных хозяев страны. Что лишний раз показывает разницу не только ситуации, сложившейся в правящем классе наших государств, но и различие в персональном стиле управления Путина и Януковича. Как не пыжься Виктор Федорович, все-таки на гонителя олигархов он, во всяком случае, пока, не тянет. Зато может показать себя гонителем политических оппонентов. Это уже не российский стиль, а, скорее, латиноамериканский. Аудит же, как первая ступенька к возможному аресту – еще и кивок в сторону Европы. Мол, если сажаем, то не просто так, а по результатам международного аудита. Однако эта попытка легализации репрессий против главного врага власти может и не сработать. Хотя бы по причине сомнений в объективности и правомочности самих аудиторов, не говоря уже о том, что, возможный арест Тимошенко однозначно будет воспринят и в Украине, и за рубежом как политическая акция.
Показательные ошибки
Проведя аудит, Партия регионов подложила себе потенциальную «свинью». Решив таким образом «нагнать страху», власть нарушила принцип внутриклассовой неприкосновенности, и мало того – вынесло грязное белье махинаций на международный уровень. Теперь Украина вновь ославлена как страна с высоким уровнем коррупции, в которую лучше не соваться. Так что показательный эффект от аудита может быть иным, чем думают на Банковой и в Кабмине. Как бы не вещали Колесников и Азаров об улучшении инвестиционного климата в Украине, западный бизнесмен, прочитав документы по аудиту, вряд ли решится вкладывать деньги в этот постсоветский заповедник коррупции. Ведь инвестор понимает – нынешнее правительство может быть также разоблачено, как и предыдущее. После дела Лазаренко и аудита Тимошенко в возможность того, что Украине не будет такой чудовищной коррупции, Запад не поверит.
Помимо прямо противоположного эффекта по части западных инвестиций (зато инвестициям с Востока такие «мелочи» не мешают), аудит Тимошенко является «засветкой» коррупционных схем высшего уровня для широких народных масс. Обывателю стало понятно не только то, что Тимошенко и ее подельники расходовали средства не по назначению, но и каким образом они это делали. Одним из секретов власти стало меньше. В отличие от преступлений Лазаренко и даже пресловутых счетов ЕЭСУ, махинации с машинами «скорой помощи», лекарствами и сахаром доступны для понимания любого пенсионера. И это понимание того, каким образом воруют «наверху», снова-таки, служит власти не самую лучшую службу. Для нашего народа всегда было аксиомой – «воруют все». Исключением может быть разве что «царь» - потому Ющенко пытался показывать «руки, которые ничего не крали» (и ему вначале даже верили), и потому сейчас предписывается считать, что Янукович после пары шапок более ничего в жизни не украл. Но если первое лицо всегда в некоторой степени сакрально, то чиновник любого уровня, вплоть до премьера – по определению вор и махинатор. Так думает электорат. И если в каком-либо будущем Азаров, Тигипко или кто-либо другой будут разоблачены аналогичным способом, народ поверит снова – ведь обнародование махинаций тимошенковского Кабмина стало лишь частным случаем тезиса «воруют все».
Наконец, фактом аудита «регионалы» создали прецедент для будущих процессов против них самих. И над этим выводом украинскому правящему классу нужно задуматься более всего. То, что отстранение от власти теперь означает репрессии, и то, что «регионалам», безусловно, также когда-нибудь будут мстить, стало очевидным. Да, это время настанет не скоро. Но даже когда через 5 или 10 лет оно наступит, любая из персон сегодняшней или будущей тусовке ПР, вплоть до самого высшего ранга, не может быть застрахована от дискредитации и тюрьмы.
Следствие без суда
Законно провести аудит Trout Cacheris не мог, как бы тщательно фирма не копалась в грехах экс-премьера. Фирма просто не имела на это лицензии, и, фактически, выполнила работу пиарщиков (вернее – антипиарщиков), нанятых одной из сторон в ходе предвыборной кампании. Власть, наняв знакомых, проверенных в делах сомнительного характера партнеров, в объективности и профессионализме которых имеются законные сомнения. Гораздо умнее было бы нанять для этих целей кого-либо из действительно авторитетных аудиторов мирового уровня. К примеру, PriceWaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young или KPMG.
С критикой результатов аудита выступил председатель международной организации Transparency International Миклош Маршалл. Он резонно отметил сиюминутность и политизированность факта проведения аудита. «Трудно утверждать, что только предыдущее правительство занимался такого рода махинациями. Если мы посмотрим на индекс восприятия коррупции, который мы ежегодно готовим, то мы увидим: Украина страдает от непрозрачных сделок с государственными финансами уже 20 лет. Страна находится на дне мирового рейтинга коррумпированности. По моему убеждению, если госпожа Тимошенко злоупотребляла деньгами, она должна за это отвечать, но тогда должны понести ответственность и все ее предшественники», - заявил он. И добавил: «Нынешнее расследование, которое проводилось юридической фирмой, связанной с одной из партий - это популизм. Мы все знаем, что украинская экономика насквозь коррумпирована».
По сути, выявленные нарушения оказались не более чем умелыми комбинациями, которые на фоне продолжающейся тотальной коррупции выглядят лишь одним из доказательств изворотливости Кабмина Тимошенко в кризисный предвыборный период. Те, кто всегда верил в махровое воровство экс-премьера, получили лишнее тому доказательство. Прочие – остались при мнении: уровень найденных злоупотреблений не таков, каким должен был быть, судя по массированной антитимошенковской пропаганде.
И если дело вдруг все же дойдет до суда, экс-премьер сполна опробует себя в амплуа не только мученицы, но и борца – в двух ее извечных ипостасях. Она способна «утопить» своих обвинителей, рот ей не закроешь, и потому Тимошенко сполна воспользуется процессом для того, чтобы стать снова звездой номер один в стране. Пока что не очень верится, что на открытый процесс над Тимошенко все же решатся. И так власть уже нарушила слишком много табу. Газовая месть Дмитрия Фирташа, похоже, подрывает устои самого функционирования элиты в нашем государстве.
Павел Серов, Kontrakty.ua