14006 — 26.10.10
Крылатые деньги: почему украинские самолеты с радостью полетят в Иран и Венесуэлу
Президент Венесуэлы Уго Чавес, побывавший с официальным визитом в Киеве, беседовал с украинским руководством о возможном сотрудничестве в авиационной отрасли. Главы обеих государств после посещения концерна «Антонов» договорились о создании совместной рабочей группы, которая займется изучением и отработкой предложений по развитию сотрудничества в этом секторе.
Впрочем, действительно ли Уго Чавес готов покупать украинские самолеты — это еще большой вопрос. У венесуэльского президента сейчас не так много денег, как в золотые нефтяные времена, да и власть его не столь прочна, чтобы он мог позволить себе бесконтрольные военные закупки. Но даже если предположить, что покупки состоятся, это вряд ли вызовет серьезные внешнеполитические проблемы для украинской стороны. При всей сложности взаимоотношений Уго Чавеса с Соединенными Штатами он выглядит вероятным противником разве что для соседней Колумбии, и то в ограниченных масштабах. Уго Чавеса в цивилизованном мире, конечно, недолюбливают, порицают за открытую поддержку радикальных террористических формирований у соседей (не удивлюсь, если наши самолеты будут использоваться для доставки вооружений какимнибудь очередным партизанам) — и все же не воспринимают всерьез.
Совсем другое дело — решение поставлять самолеты Ирану (соглашение Украины и Ирана о продаже транспортных самолетов Ан158 с последующим выходом на совместное производство этих лайнеров). Речь идет не о невинной игрушке, а о самой настоящей военной технике. Причем решение это принимается украинским руководством как раз тогда, когда США и Евросоюз стараются добиться от Тегерана отказа от продолжения ядерной программы; когда действуют санкции, которые должна учитывать даже Россия, недавно отказавшаяся от поставок Ирану очередной партии вооружений. И это Россия, строившая пресловутый Бушер! А Украина, отказавшаяся строить Бушер, вооружает Иран! И делает это, кстати, как раз накануне визита в Киев израильского президента Шимона Переса — будто забыв, что каждый визит израильских политиков в Москву начинался и завершался предупреждениями о Бушере. И что после того как россияне не обращали внимания на эти предупреждения, израильтяне начинали действовать уже совместно с американцами. А последствия совместных действий Вашингтона и ТельАвива — это совсем не то же самое, что просто замечание израильского президента или премьера. Это коррекция внешней политики Запада. Неужели в Киеве этого не понимают?
Ничего удивительного в этом нет. К власти пришли люди, главная идеология которых — идеология денег. Сколько бы они ни говорили о европейском векторе развития страны, о будущих экономических реформах и политической стабильности, у них одна задача — быстро обогатиться за период пребывания у власти. Украина — не Россия, здесь никто не верит в настоящую стабильность власти. Могли бы помочь реформы. Но Украина — не Польша, здесь никто не понимает, как реформировать страну, и никто не хочет этого делать.
Зато Украина теоретически куда более учитывает настроения Запада по своему поводу. Она просто не выживет без западной экономической помощи. И хотя глава концерна «Антонов» Дмитрий Кива уже заявил, что на решение сотрудничать с Ираном не повлияет возможная негативная реакция США и Евросоюза, это не значит, что каждый украинский чиновник может думать подобным образом.
Да, искушение сотрудничать с такой страной, как Иран, велико — это возможность быстрого обогащения для участвующих в процессе, это десятки серых схем и невидимые глазу дивиденды. Чиновники из украинского Совета безопасности посещали Иран еще при президенте Викторе Ющенко — и надо было видеть, как горели их глаза, когда они рассказывали о перспективах сотрудничества с этой замечательной страной! Но Ющенко и Тимошенко просто не могли позволить себе того, что становится возможным сейчас.
Виталий Портников, «Контракты»
Иллюстрация УНИАН