Отмена Конституционным Судом политической реформы 2004-го и возвращение к Основному закону 1996 года объясняются властью не просто как наделение Виктора Януковича прежними полномочиями главы государства, но и как избавление от «оранжевого» беспорядка времен Виктора Ющенко.
Неслучайно один из рупоров Партии регионов, замглавы парламентской фракции ПР Михаил Чечетов говорит, что родителями Конституции2004 были Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Хотя бывший президент до последнего противился принятию изменений в новый Основной закон, сам за них так и не проголосовал. А Юлия Тимошенко не просто не голосовала сама, но и своей фракции в парламенте не позволила. А вот соратники Виктора Федоровича за те изменения голосовали в полном составе, более того, сам будущий президент еще в 2007 году утверждал то, о чем сейчас говорит Юлия Тимошенко: отмена политреформы будет означать «возврат к авторитаризму». «Не стоит придумывать новый конституционный велосипед или возвращаться к старой модели власти, от которой абсолютное большинство политических сил отказалось в 2004-м. Это нереально. Попытку отменить политреформу большая часть общества расценит как возвращение к эпохе тоталитаризма и никогда не позволит пойти на это», — заявил тогда нынешний президент на страницах украинского еженедельника. Кто теперь это помнит? Разве что ратовавшие тогда за отмену реформы бютовцы. И кто удивляется тому, что Виктор Ющенко фактически поддержал тогдашнее, выходящее за рамки правовой логики, решение Конституционного Суда, чего не скажешь о Леониде Кучме.
Это и есть главная победа Януковича образца 2010 года — победа над Кучмой. По замыслу тогдашних президента Леонида Кучмы и главы его администрации Виктора Медведчука, Виктор Федорович должен был стать преемником Кучмы — но вовсе не сильным президентом! Медведчук пытался объяснить это даже в Москве, где в диалоге со своим коллегой Дмитрием Медведевым настаивал, что главное в процессе передачи власти — это именно изменение полномочий, а не фигура преемника.
Однако с подобным процессом перераспределения власти не соглашался не только Ющенко — с ним не соглашался в первую очередь и сам Янукович. Если бы было иначе, то политическая реформа состоялась бы задолго до Майдана и цена президентских выборов была бы намного ниже. Более того, если бы не противодействие обеих команд — официального преемника и лидера оппозиции, — само это противостояние было бы смещено в сторону парламентских выборов и… Украина могла бы просто не попасть ни в 2004 год, ни в 2010-й.
Но произошло иначе. Реформу принимали на фоне острого политического кризиса в стране, и в сознании многих регионалов она оказалась связана именно с Ющенко, так как фактически в обмен на голоса своих депутатов при ее принятии будущий президент получил и дополнительный второй тур (странно, как его еще не признали незаконным), и изменение сил в избиркомах, и уменьшение числа открепительных талонов. Это было то, что дало Ющенко возможность выиграть выборы — то, чего в команде Януковича Кучме так и не простили.
Но самый главный вопрос в другом: а зачем Януковичу так нужны полномочия Кучмы? Ведь второго украинского президента они так и не сделали всесильным, не уберегли от череды кризисов и бесславного ухода с политической сцены. Янукович все это знает, но это его не очень волнует. Его привлекает совсем другая логика президентских полномочий — логика повелителя и арбитра бизнесменов.
Ющенко таким повелителем и арбитром так и не стал, в том числе и потому, что все важные для олигархов вопросы решались на уровне правительства и лично премьеров — с президентом играли, как с одной из главных фигур, пусть даже как с королем, но шахматным. Януковичу нужна другая возможность маневра, он вообще не хочет быть на доске, он стремится держать фигуры в кулаке, а доску — под мышкой, чтобы в случае чего лупасить ею зарвавшихся олигархов. Так делал Кучма, и Януковичу это нравилось. Из премьерского кабинета он мог лишь наблюдать, как все финансовые потоки, все пожелания и просьбы сосредотачивались в президентской Администрации и в кабинете № 1. Теперь все это будет происходить в его собственном кабинете, и даже самые верные премьер и министры этому не помешают. Да, это восстановление олигархического управления страной. Да, такое восстановление обязательно приведет украинскую экономику к очередным кризисам, к тому же и политических осложнений нам не избежать — еще и потому, что за шесть лет, прошедших со времени ухода из большой политики Леонида Кучмы, мир изменился и Украина изменилась. И Ющенко два года этими полномочиями не мог пользоваться в полной мере, а они у него, напомню, были — еще и потому, что правил он изменившейся страной в меняющейся конъюнктуре. Такой же изменившейся страной управляет и отчаянно не желающий замечать этого Виктор Федорович.
Виталий Портников, «Контракты»