Есть всего две правильные точки зрения. Первая: большие автомобили не нужны в принципе. И вторая: большие вездеходные машины — лучшие на свете. Кроме этих двух правильных мыслей, в моей голове ничего нет. Думать их легко и приятно. Первая — вторая. Вторая — первая.
При пересадке в Москве я твердо стоял на первой позиции, они ведь пожиратели бензина! При пересадке в Дубае — на позиции второй: на какой еще машине можно спокойно провезти семью через столицу имени Черновецкого? Приземлившись в Маскате, я опять возвратился к позиции «один». Что логично для нечетного количества рейсов, но бесперспективно для оценки нового Nissan Patrol.
Вообщето я буду настаивать: столицу Омана правильно называть на немецкий лад Мускатом, потому как именно мускат в нашем понимании имеет прямое отношение к этому месту. Скажу больше: название конечного пункта сыграло определяющую роль в моем решении участвовать в тест-драйве. Конкуренцию столице Омана мог составить только город с названием «Сто грамм», но такового на карте в этот момент не оказалось.
Patrol времени
Итак, пролетев на трех самолетах, я оказался в стране, о которой не знал ничего. Конечно, я прочел, что туристов сюда начали пускать только с 1987 года, что многое объясняло. Да и зачем человеку, долетевшему в Дубай, ехать лишние 500 км на дикий восток? Незачем.
А к чему Nissan выпускать новый Patrol? Тоже ни к чему.
После жалкой попытки заснуть в 6 утра под полуденным аравийским солнцем нас вывезли в пригород, где испанские мастера на песке из песка соорудили несколько круч, насыпали каменьев и вырыли длинную широкую канаву, наполнив ее драгоценной водой. Несколько белых, старых, добрых, вечных, равнодушных Nissan Patrol (поколение № 6) стояли рядом, наблюдая за бессмысленной возней.
Они имели не такой попсовый вид, как машина одного нашего полухудожника: белые, пыльные, исцарапанные, заезженные, неубиваемые на фоне дымящихся развалин и голодных детей. Очень любили эти автомобили ооновцы, миссионеры, спасатели и спецназовцы. Так и останутся они в видеохронике прошедшего века и кино нынешнего — неотъемлемой частью выживающего человечества. Простые формы, честная работа: сел и проехал.
Patrol’ы много поездили и по этой стране. Еще при отце нынешнего султана Кабуса — Саида бен Теймура. А он был еще тот консерватор. Одна школа, одна больница и всего несколько километров обустроенной дороги на страну размером с полУкраины. Указы до 1970 года клеились на стены дворца, как в старинных сказках про Синдбадаморехода (тот, кстати, из этих краев). Так и жили — ни смысла, ни дорог.
Самый первый Patrol появился аж пятьдесят лет назад. Он уже сам себе памятник. Есть ли такому место в этом мире, даже в этом Омане, в одночасье осовремененном, покрывшемся сетью первоклассных автострад и отелей? Есть ли ему место в линейке нынешнего Nissan, который так же далек от компании 50-летней давности, как сегодняшний Оман — от средневекового?
Зачем это нужно производителю, чья автомобильная программа на ближайшее десятилетие кажется списанной из научно-фантастических книжек? Семимильными шагами Nissan идет к автомобилям на электродвигателях. Поэтому, я думаю, Карлос Гон в момент принятия решения тоже должен был испытать раздвоение личности. В голове у него, могу предположить, было две правильных мысли: общедоступный массовый электромобиль и Nissan Patrol.
Он выбрал обе. И мне кажется, я знаю почему. Помимо рациональных соображений — емкости рыночных ниш, объемов продаж и т. п., есть иррациональные. Вроде бесконечной истории борьбы, соперничества, поражений. Когда одного самурая зовут Nissan, а другого — Toyota. Одного — Patrol, а другого — Land Cruiser. И пока существует второй, будет совершенствоваться первый. И наоборот.
Поэтому новый Nissan Patrol должен быть мощнее, чем LC, больше, чем LC, и наконец, стать роскошным.
Грубоватая, знакомая по остальным полноприводникам Nissan морда, задние стойки, расширяющиеся, как у Qashqai и Murano, вниз и вперед. Немного помесь — «мустаариба», как сказали бы чистокровные туземцы. Индивидуальная особенность — эффектные боковые воздухозаборники. «Более мягкие формы кузова великолепно выглядят и делают дизайн более современным, но при этом автомобиль остается мужественным и по-прежнему внушает уважение на дороге», — говорит Тайдзи Тойота (Taiji Toyota), главный дизайнер модели Patrol.
На кого седьмой Nissan Patrol похож меньше всего, так это на прежний Nissan Patrol.
Еще накануне, преодолевая искусственные препятствия, мы смогли оценить независимую подвеску всех четырех колес, ее увеличенный ход и, несмотря на внешне «гражданские» свесы, хорошую геометрическую проходимость (угол въезда — 35 градусов, съезда — 26). Отличным дополнением к этим возможностям является электронное управление трансмиссией из салона, когда, вращая шайбу, одним щелчком на ходу водитель устанавливает любой из четырех режимов: «шоссе», «снег», «песок», «бездорожье». Такой инструмент есть уже во многих машинах премиумкласса, но в нашем случае он дополнялся возможностью блокировки дифференциалов и пониженной передачей. Бывают, правда, машины, на которых режим есть, а проходимости нет. Но не здесь.
Громадина-«слониха» (5,14 м в длину) поднимала одновременно переднюю правую и заднюю левую «ногу» (диагональное вывешивание), послушно замирала для фотосессии и без пробуксовки трогалась дальше. Ныряла носом в воду и медленно шла вперед, гоня перед собой волну, вода расступалась, «слониха» выбиралась на берег (максимальная глубина преодолеваемого брода — 70 см), отряхивалась и шла по камням.
Теперь в какойто степени нам предстояло повторить путь японских испытателей — вдоль Персидского залива и в горах Эль-Хаджарэль-Гарби.
Оман зрения
Машина небрежно разогналась до сотни менее чем за семь секунд, что неудивительно при наличии двигателя почти в шесть литров и коробкиавтомата в семь скоростей. Вскоре при попытке притормозить у знака, ограничивающего скорость 50 км/ч, во втором ряду всполошился арабский гид: «Что произошло? А, это, — он небрежно махнул на знак, — не обращайте внимания». Профессия гида, кажется, как раз принадлежит к тем 26 профессиям, которые в Омане может получить исключительно коренной житель. Удобства второго ряда: комфортное сиденье (пространства для ног на целых 92 мм больше, чем в LC), два 7-дюймовых дисплея, встроенных в подголовники передних кресел, плюс информационно-развлекательная DVD-система — располагали пассажира к упоению гражданством.
Однако еще пару километров в сторону — и классическое бездорожье. Старые горы, до трех километров высотой, скалы подстрижены соленым ветром — ножницы времени прошлись повсюду. Стильные валуны свисают, валяются, мелкая галька на дороге, как волосы в парикмахерской…
Вади — смертоносные русла горных рек, зимой мгновенно наполняющиеся водой... Говорят, неделю назад вот гдето здесь машину поглотил поток трехметровой высоты...
У нас с Nissan’oм никаких проблем — реки проскакиваем, в горы взбираемся, даже переключателем режимов трансмиссии не очень щелкаем. Один раз, правда, пытаясь проверить систему автоматического спуска, я чуть не свалился вниз, но машина здесь ни при чем, прочитал бы инструкцию и знал бы, что кнопку надо нажимать не во время спуска, а заблаговременно, перед ним, на ровной площадке.
Машина проедет всюду, следить приходится только за тем, чтобы вписаться между крупных камней, не повредив глянцевые бока. Давление в каждой шине наблюдаешь на мониторе. Электроника оперативна, мощности — выше крыши. Знай, рассматривай красоты.
Если б я был султан, то сошел бы с ума от принадлежащих мне (как в сказке про кота в сапогах) лугах, реках, женщинах и тоже размещал бы указы на стенах редакции… тьфу — дворца. Почему все страны, которые мы знаем понаслышке, кажутся нам маленькими? Может, тому причиной $20 тыс. ВВП на душу населения? Или от того, что название страны всего в четыре буквы? Что-то ведь заставляет мозг полагать, что Оман значительно мельче Украины? Мельче — не мельче, а ровно половина. У них — 309 500 кв. км, у нас — 603 628 кв. км. Большой архаичный Оман похож на старинную квартиру, в которой внезапно и качественно провели современный капремонт: стены оставили, а все остальное заменили — паркет, радиаторы, коммуникации... Теперь во многие горные селения ведет отличная, построенная немцами или англичанами дорога. И не так уж необходим здесь бескомпромиссный внедорожник.
Поэтому самое большое впечатление на меня произвела машина № 2. Чтобы испытать ее, не пришлось пересаживаться. Возвратившись на безлюдное шоссе, я получил возможность оценить совсем другой автомобиль — для автострады. Прежний Patrol показал себя совершенно с другой стороны. Новый 7-скоростной автомат чрезвычайно уместен (кстати, возможен и 5-скоростной), но не это главное. Любой, управлявший большим внедорожником на шоссе, знает, как неприятно проходить на тяжелой и высокой машине повороты, как противопоказана управляемости толстая внедорожная резина; невольно приходится значительно сбрасывать скорость. А вот для нового Patrol’а придумали гидравлическую систему подавления кренов. И действует она необыкновенно эффективно. Кренов практически нет. Отличная управляемость на высокой скорости, весьма острый руль, комфортная езда и для водителя и, что немаловажно, для многочисленных пассажиров.
А теперь осмотрите салон и обнаружите интерьер из дерева, кожи и алюминия. Комфорт и качество — на уровне Infiniti. Даже в третьем ряду Patrol’а регулируется наклон спинок. И этот последний ряд не отменяет существования багажного отделения, которое на 25% больше лендкрузеровского. Как на мой вкус, салон несколько гулливерский: если холодильник, то сразу на шесть бутылок, если кресло — то на Кличко, но, возможно, это комплексы человека небольших размеров. Одно очевидно: перед нами комфортабельная машина премиумкласса — тот же самый Nissan, на котором вы пятнадцатью минутами ранее штурмовали бездорожье. И эти две машины гармонично объединены в одной.
Итак, у этого автомобиля обнаружилось только две проблемы: относительно высокий расход топлива и то, что он существенно превосходит потребительские ожидания от бренда. К тому же, как мне кажется, Nissan Patrol теперь конкурент не только Land Cruiser’у 200, но и Infiniti QX56, которой будет трудно чтото противопоставить новоявленному брату даже с точки зрения комфортабельности и люкс-опций.
В российских автосалонах машина точно появится летом. Будет ли она в Украине? Не знаю, даже само руководство Nissan сомневается: шансы 60/40 в пользу появления, как говорят источники в компании.
Я за то, чтобы Украина его увидела. Nissan — недооцененный украинским покупателем бренд. Впечатление о компании украинец составляет по тем автомобилям, которые видит на улицах и в автосалонах.
При отсутствии флагманских моделей (Nissan 370 Z, Nissan GTR, новый Nissan Patrol) Nissan в Украине является обезглавленной, половинной копией себя настоящей. Наверное, машину за $100 тыс. (а цена наверняка будет приближена к этой отметке) купят немногие. Но она обозначит уровень, на котором сейчас работает Nissan: уровень технологий, уровень амбиций. Она изменит уровень потребительских ожиданий, что позволит компании атаковать позиции конкурентов. Новый Patrol — очень хороший инструмент для этого.
Автор: Сергей Иванов, фото автора