Программа действующего Президента кардинально отличается от аналогичных документов его конкурентов за высшее кресло в державе. Глава государства старается не давать большого количества экономических обещаний и включает в свои предвыборные тезисы ссылки на достижения первой каденции. Именно поэтому его программу можно назвать самой… честной. В том смысле, что она действительно отражает характер кандидата как политика и его видение реальной роли и места Президента в государстве.
Украинский надрыв
Похоже, что, доведись Ющенко писать программу самому, он бы вообще «склепал» ее лишь из гуманитарных и внешнеполитических вопросов, столь милых его сердцу. Но, увы — приходится разговаривать с «маленькими украинцами» и о делах более насущных. В которых, как выяснилось, Гарант Конституции не силен.
Политреформа, отрезав у Ющенко значительную часть полномочий, заставила его быть большим реалистом в обещаниях своей второй Президентской программы. На этот раз она не носит характер манифеста, не несет революционного порыва и не претендует на какой-нибудь «украинский прорыв». Ее писал больной усталый человек с очевидным мессианским комплексом и соответствующим восприятием реальности. В программе он говорит, похоже, с самим собой, изображая диалог с нацией. Впрочем, так он вел себя всю каденцию. При этом Виктор Андреевич пытается соответствовать классическим требованиям предвыборной логики и риторики, подчас пряча спорные положения за мишурой общих рассуждений. Можно счесть что это — следствие опыта пребывания на государственном посту. Хотя с той же долей вероятности может оказаться, что он просто ничему не научился.
Чему можно позавидовать в характере Виктора Андреевича — так это его упорству. Главной движущей силой этого упорства-упрямства является его мессианское самоощущение. Именно оно двигало Ющенко на все резкие поступки во время его правления. Именно оно делало его непредсказуемым политиком. Именно оно держало в напряжении всех его спонсоров, соратников и соперников. Ющенко невозможно было просчитать до конца. Внешне абсолютно самоубийственное политическое поведение, кажущееся отсутствие инстинкта политического самосохранения — за этой видимостью скрывается стремление достаточно пассивного по характеру человека с подорванным здоровьем и явно не совсем нормальной (с точки зрения обывателя) психикой методично и по-максимуму внедрять в возглавляемый им народ свое видение страны. Это видение обусловило и характер второй предвыборной программы Ющенко. Однако поиск достижений, совершенных в течение его каденции, делает изыскания и обещания Президента образцом неразумия. Впрочем, для немалой части украинцев и само повторное выдвижение Ющенко в Президенты выглядит странностью, апофеозом неадекватного поведения этого странного человека.
В тех случаях, когда Виктору Андреевичу приходится общаться с потенциальным читателем его программы не на излюбленные темы исторического прошлого и духовного развития, он становится банальным популистом. Конечно, без целого ряда традиционных, как салат оливье в новогоднюю ночь, обещаний, его программа выглядела бы и вовсе оторванной от жизни. Но такое впечатление все равно складывается при ее подробном анализе.
В отличие от 2004 года, когда в знаменитых «Десяти шагах навстречу людям» Ющенко ставил конкретные задачи с конкретными же цифрами и сроками выполнения (к примеру, известное обещание о пяти миллионах рабочих мест), нынешний документ — больше некое подведение итогов и своеобразное «воспоминание о будущем». Основная часть его нынешних обещаний укладывается в ограниченные действующей Конституцией полномочия Гаранта. В этом — существенное отличие программы Ющенко от прочих. При всей ненависти Президента к политреформе и понятном стремлении ее уничтожить, он выстраивает свои обещания, стараясь согласовывать их с объемом существующей у него власти.
Но при этом он сразу же идет в бой с конституционной реформой. «Если в течение 100 дней страна не получит новую Конституцию, полномочия Верховной Рады будут досрочно прекращены, а внеочередные выборы пройдут одновременно с утверждением нового основного закона на референдуме» — грозит Ющенко. Зная Гаранта, в его искреннем стремлении учинить такое действо можно не сомневаться. Но кто же ему даст? Если представить, что в верхах политики сохраняется статус-кво, и Ющенко неким чудом снова возобновляет правление, то страна получает еще один виток противостояния Президента и Верховной Рады. И угроза Ющенко распустить парламент будет на первом этапе одной из главных тем этого противостояния. При этом у Президента шансы победить невелики. Хотя, если представить его победу во втором туре, тогда следует учитывать, что в таком случае судебная система в лице Конституционного суда будет более благосклонна к его запросам, и вполне может выносить больше нужных Президенту решений, чем в последние годы. Одно из таких решений может быть, в частности, вынесено, когда Ющенко встретит со стороны Верховной Рады решительный отпор идее ее роспуска. А то, что такой отпор будет дан, сомневаться не приходится.
Все о том же…
Существенным отличием нынешней программы Ющенко как от программ конкурентов, так и своей собственной 2004 года, является постоянное возвращение к тому, что уже было сделано, сочетаемое с обещаниями продолжить начатое, «углубить и расширить». Подобный подход вполне понятен. Так обычно и строят свои программы действующие лидеры государств. При этом набор «предметов гордости» Ющенко, его, скажем так, «фетишей», остался низменным: свобода слова, европейский выбор, национальная память. О бандитах в тюрьмах уже не упоминается.
Так как для Ющенко понятие «нация» является почти что метафизическим, краеугольным в его видении реальности и понимании миссии политика, то и программа начинается с тезиса о «свободной Украине». Оно и понятно: апелляция к «духу Майдана», акцент на свободе прессы, на понятии «духа нации». Ющенко здесь снова выглядит не похожим на соратников. Программу он начинает не с социально-экономических пунктов, а с внешнеполитического тезиса — о европейской интеграции. Упорству Президента в постулировании этого вопроса можно только позавидовать. И даже в чем-то его зауважать (хотя скорее хочется обратиться к книжкам по психологии).
Ющенко утверждает, что ему удалось все же добиться значительных успехов на пути в Европу. Естественно, главным успехом названо достижение членства в ВТО. Себе в заслугу он ставит и предстоящее проведение Евро-2012. Вспомнил Президент даже о таком малоизвестном украинцам факте, как отмена Соединенными Штатами поправки Джексона-Вэника, согласно которой Украине не могли поставляться товары «двойного назначения», то есть такие, которые могли быть использованы равно в мирных и военных целях. В отношении почти всех стран бывшего СССР, кроме Прибалтики, Украины и Грузии, эта поправка действует до сих пор.
Но избирателю до этого выполнения правительством Буша хоть одного обещания перед Украиной (надо же было хоть что-то сделать ради «нашего парня в Киеве») дел особо нет. Для него важнее то, что Ющенко не сделал — не добился отмены или хотя бы облегчения визового режима с ЕС. Зато Украину, как известно, включили в некое «Восточное партнерство» — невразумительное сборище-«отстойник» для государств постсоветского пространства, обреченных вечно кучковаться у дверей «золотого миллиарда». Ющенко и это теперь ставит себе в заслугу, хотя во время переговоров о членстве Украины в «Восточном партнерстве» неоднократно критиковал европейцев за высокомерие и наплевательское отношение к возглавляемой им стране.
Теперь Виктор Андреевич снова обещает безвизовый режим с ЕС и защиту прав украинцев за рубежом. Последний пункт, видимо, рассчитан на голосующую западную диаспору. Она как была, так и остается про-ющенковской. Потому что ни о гастарбайтерах, ни об украинских моряках, регулярно захватываемых пиратами, ни о реальной защите культурно-языковых интересов украинцев в России им говорить не приходится.
Пряча слезы от народа…
Памятуя о фиаско на еще одном евроинтеграционном направлении — курсе в НАТО, Виктор Ющенко решил исключить из программы эту аббревиатуру, заменив ее прозрачно понимаемой «евроатлантической системой безопасности». При этом Ющенко не выделяет Россию в качестве главной угрозы для Украины. Зато отмечает, что Украина сохраняет суверенитет и территориальную целостность, несмотря на сложные условия текущего момента. Ясное дело, что сам факт сохранения суверенитета он ставит себе в заслугу. И гарантирует, что Украина будет защищена от внешних угроз. Судя по всему, от всех, включая, например, румынскую. Видимо, о плачевном состоянии армии, главнокомандующим которой он является, Ющенко мало что знает. Это вам не парады проводить. Не говоря уже у суверенитете экономическом, который за годы его правления так и не состоялся.
К своим безусловным заслугам Ющенко, как известно, относит свободу слова. При этом он подчеркивает, что «первый тайм мы уже отыграли»: свобода прессы есть, а независимой журналистики еще нет. Но одного без другого не бывает. Нет возможности для независимой критики — значит, нет и подлинной свободы. Журналистское сообщество понимает, что при любом из преемников Ющенко ситуация может стать намного хуже. Но вот сам Президент, вероятнее всего, не осознает, когда в Украине закончилась краткая эра вообразившей себя таки свободной прессы. А случилось это в тот день, когда президент-демократ бросился защищать своего отпрыска от докучливых вопросов журналистов, решивших было, что в стране действительно нет неприкасаемых и неприкосновенных. Гарант грубо и зримо очертил границу, за которой свобода украинцев на получение информации должна быть пресечена. Он четко показал — о внутренней жизни правящего класса, начиная с себя самого, информировать народ нежелательно и опасно. И после этого он снова собирается создавать независимую журналистику? Так мы опять к его сыну придем — и проверим степень этой независимости!
Подходя к своей излюбленной теме национального прошлого, Ющенко неожиданно становится обтекаемым в формулировках. Хотя, казалось бы, стесняться ему особо нечего: про невиданные заслуги Гаранта в пропаганде культа Голодомора знает каждый ребенок. Написал бы прямо о том, что в энный раз собирается сделать все возможное для признания ветеранами войны бойцов УПА. Мол, не сделали на первом сроке — сделаем на втором. Что нам стоит? Но нет — Ющенко вдруг как-то спрятался за формулировку о восстановлении исторической справедливости в отношении жертв сталинского режима, пообещав последним доплаты к пенсии. Бывшие бойцы УПА явно входят в число этих граждан. Таким образом, шанс улучшить их статус в материальном плане становится более вероятным. Хотя вредные парламентарии могут потребовать уточнения формулировки о жертвах репрессий. Тогда Ющенко, если он избрал тактику недомолвок и лукавых формулировок, придется снова выдумывать некий термин, дабы «растворить» воинов УПА в общей массе пострадавших от репрессий.
Виктор Ющенко задекларировал, что собирается бороться за идеи открытых избирательных списков, мажоритарную систему на местных выборах, за отмену неприкосновенности для депутатов и судей. Но о себе, любимом — ни слова.
На этом политические изыскания Президента для новой программы заканчиваются. Даже как-то странно: казалось, в этом разделе от него можно было бы услышать и больше — и во внешнеполитической сфере, и в гуманитарной. И главное — больше конкретики, если уж Виктору Андреевичу «все равно», и он идет в «последний и решительный бой». Но нет: начинает работать логика написания предвыборных программ, основная цель которых — понравиться избирателю. Ющенко вдруг начинает обходить острые углы путем переформулирования терминов, как в случае с НАТО, или вообще идя к решению сложных вопросов обходными путями, как со статусом ветеранов УПА.
Постный суповой набор
Переходя к социальному блоку вопросов, Гарант оказывается на поле, где активно «пасутся» и уверенно пиарятся иные кандидаты. Большинство из них без тени сомнения раздает пустые обещания: так «титаны» в лице Януковича и Тимошенко наперебой упражняются в социальном популизме. И здесь Виктор Андреевич становится уже не политиком, исходящим из опыта своего пребывания у власти, а одним из многих кандидатов, предлагающих общеупотребительный набор рецептов и деклараций.
Он обещает поднять и прозрачно начислять зарплаты и пенсии. Видимо, он осознал, что ранее при его правлении пенсии начислялись абы как, и для улучшения ситуации нужно было ждать второго срока. Притом Ющенко прекрасно понимает ограниченность своих возможностей в этой сфере как Президента. Тем не менее, он дает это ритуальное обещание, подобно многим другим. Он обещает приравнять минимальную пенсию к прожиточному минимуму, не преминув тут же упомянуть о почти шестикратном повышении минимальной пенсии за годы своего правления. Но ведь и цены подросли сообразно. Так что гордится тут Виктору Андреевичу нечем, тем более, что пенсии повышал Кабмин, возглавляемый все время либо Януковичем, либо Тимошенко. Кстати, ни о какой фундаментальной пенсионной реформе Ющенко не говорит. То ли осознает свою беспомощность в этом вопросе, то ли не считает нужным связывать себя лишними обязательствами.
Гарант предлагает и традиционное для многих предвыборных программ обещание приравнять работников бюджетной сферы к госслужащим. Здесь он не оригинален. И почему он не задумывался об этом раньше — в течение своей «славной» пятилетки? А теперь приходится брать чужие идеи и вставлять в свою программу. К тому же Ющенко, как банкир со склонностью к монетаристским методам регулирования экономики, не может не осознавать бюджетной тяжести таких социальных выплат. Но логика предвыборной борьбы обязывает давать и не такие обещания.
Далее Гарант декларирует борьбу с милицейским произволом. Видимо, эта идея пришла к нему в голову во время конфликта с нынешним министром внутренних дел. Не будь ссоры Луценко и Ющенко, этот пункт вообще мог не появиться в программе. И как же Президент собирается бороться с беспредельщиками? Во-первых, уменьшить срок предварительного задержания с трех суток до одних, а во-вторых, плохих милиционеров сажать на максимальный срок с конфискацией имущества. Хорошо еще, что не написал о конфискации имущества у всех родственников, как это делает знатный популист Литвин.
Уделено внимание в президентской программе и такой безнадежной проблеме, как коррупция. Для борьбы с этим злом он предлагает создать новую силовую и бюрократическую структуру — Антикоррупционное бюро. Вопрос — и кому он нужен, еще один «меч государев»? Неужели на существующие карательно-следственные органы уже надежды нет? Логично будет предположить, что новое бюро подчинят СНБО и его деятельность будет направлена на тех, на кого укажут. На Тимошенко и ее окружение, к примеру.
Еще Ющенко собрался вдруг вводить налог на роскошь. Похоже, решил украсть этот лозунг у премьера. Той скрывать нечего — она, как известно, живет на одну зарплату и деньги мужа. Интересно, будет ли платить этот налог сам Ющенко? Да и вероятность принятия этого закона самими олигархами из Верховной Рады очень невелика. Разве что Ющенко успешно разгонит существующий парламент…. Но это уже футурологическая фантастика.
Невыученные уроки экономики
В экономических вопросах Ющенко снова обходится без какой-либо конкретики. Этот раздел его программы состоит из набора обещаний, что называется, «через запятую». Например, Президент собирается ограничить возможности спекуляций на валютном рынке. И это — после «прыжков» курса доллара и при перманентной защите им же главы Нацбанка от нападок Кабмина и парламента? Неужели банкир Ющенко, отлично знающий ситуацию в том же Национальном банке, готов ударить самого себя по рукам? Хотя ведь неизвестно, какие наказания предусмотрены за валютную спекуляцию. Может, чисто символические.
Ющенко вновь повторил обещание уменьшить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. А что ему раньше мешало? Аналогичные обещания он раздает и по аграрным вопросам. Селянам обещано очередное льготное кредитование. Снова говорится в программе о снятии моратория на продажу земли. Но, как можно видеть, Президент здесь хоть и последователен, но бессилен — такие законы находятся в компетенции парламента. Да и проблема с землей заключается не только в этом моратории, но и в тотальной коррупции и отсутствии заинтересованности парламентариев в инвентаризации земельной собственности.
Еще одно заверение, ритуальное для всех кандидатов, Ющенко дает в области бюджетной политики. Он обещает децентрализацию местных бюджетов. Снова тот же вопрос — а за пять лет этого нельзя было сделать? Опять нехорошие премьеры вкупе с депутатами мешали?
Далее Ющенко уходит в «отрыв». Он говорит о таких вещах, как «повышение конкурентоспособности Украины за счет реализации интеллектуального и инновационного потенциала». Каким образом? Реформой образования? К слову, Виктор Андреевич считает, что он победил коррупцию в этой сфере путем введения внешнего тестирования. Но дело ведь не в этом, частном, и далеко не однозначно позитивном, решении. Программа поддержки украинской науки при большом друге пчеловодов разработана так и не была. И ничто не говорит о том, что Президент на втором сроке займется этим вопросом вплотную. Ведь реального он ничего не обещает. Значит, и выполнять не придется.
Далее Ющенко говорит об «импортозамещении». Этот тезис в его программе выглядит явной вставкой — то ли из программы Тимошенко, то ли из многочисленных, еще со времен лазаренковской «Громады», программ о поддержке отечественного производителя. Как общий тезис идея выглядит правильно, как принцип действия — тоже верно, но вот с реализацией вопрос практически безнадежен. Разве сравнятся наша бытовая техника или автомобили с зарубежными аналогами? О пищевой, и отчасти о легкой промышленности еще можно говорить в контексте импортозамещения, но не более того. Так в этих отраслях процесс вытеснения импортной продукции идет и без усилий Гаранта. Лишь бы не мешал…
Напоследок программы Ющенко оставил военные вопросы. Он без тени смущения вдруг заявляет, что при нем была начата военная реформа. Это он о чем? О замене портянок на носки? К концу правления Ющенко армия находится в наиболее плачевном, за всю историю независимости, состоянии. И это — при Президенте, регулярно опасающемся внешней угрозы, и угрозу эту чуть ли не постоянно провоцирующем.
При этом Ющенко даже не заикается о контрактной армии. С его стороны это выглядит логично. И объясняется не только осознанием тщетности проведения такой реформы в силу своих ограниченных президентских возможностей. Для Ющенко профессиональная армия неприемлема. В его понимании каждый гражданин Украины, как минимум, мужского пола, должен пройти через школу жизни и патриотизма, каковой должна быть украинская армия. Там его научат родину любить. Хотя осваивать в этой «школе», за неимением горючего, новейших образцов техники, и вообще при голодном пайке для военнослужащих, можно будет разве что некий «национальный строевой шаг» (видимо, с элементами боевого гопака), отличный от москальско-прусских образцов. И все ту же историю Украины — с ее почти постоянными военными поражениями.
Скучно и неубедительно
По итогам анализа программы действующего Президента можно сказать, что она оказалась набором скучных банальностей. Мало-мальски конкретно прописанных положений в ней нет. Зато присутствует стремление заретушировать наиболее острые вопросы. Видимо Ющенко кто-то внушил, или же он уверил сам себя, что имеет какие-то шансы выйти хотя бы во второй тур. И потому для него оказалось важным презентовать такую программу, которая не раздражает население. С учетом того, что население давно уже раздражает все, что выходит из-под пера или слетает с уст действующего Президента, такой шаг выглядит тактически мудрым, и напоминает в некоторых случаях принцип «не мытьем, так катанием» (как в случае со статусом ветеранов УПА). Но в целом программа скучна и не содержит ничего нового. Негативный шлейф невыполненных обещаний, который Ющенко тащит за собой на потенциальную новую каденцию, слишком придавливает его к реальности, не позволяя воспарить в любимые абстракции или же зарыться вглубь истории, оставив пошлую современность «технарям».
Некогда один из предшественников Ющенко произнес сакраментальную фразу: «Дайте срок, и все наладится». Ющенко хочет получить второй срок. Но ему его никто не даст. Хотя и срока тюремного былой герой Майдана может тоже не опасаться — никому из его потенциальных сменщиков такой радикальный жест не выгоден. Самим дороже будет создавать подобный прецедент.
Текст: Виктор Серов, специально для Контракты.UA
Читайте также:
Кандминимум: что из обещанного в предвыборных программах готовы исполнить кандидаты в президенты?
Крайний правый: что стоит за националистическим эпатажем Олега Тягнибока
Кандидат в Наполеоны: за счет чего думает победить Анатолий Гриценко
Политпровал года: почему Арсений Яценюк так и не смог стать «молодой надеждой нации»
Ничего личного, только бизнес: Сергей Тигипко
Поздняя болезнь левизны: зачем Владимир Литвин хочет казаться социалистом?