Контракти.ua

12365  —  02.12.09
НБУ управляет банковской системой в ручном режиме
НБУ управляет банковской системой в ручном режиме

Украинские банки более года живут в кризисных условиях, а Нацбанк, похоже, по-прежнему не имеет четкой стратегии вывода банковской системы из кризиса. На протяжении последнего года НБУ несколько раз менял правила игры на финансовом рынке, причем нередко новые нормативы противоречили друг другу.  


Один из последних документов Нацбанка касается работы валютного рынка — постановлением № 538 от 09.09.2009 регулятор ограничил продажу валюты на наличном рынке и запретил банкам менять курс в течение операционного дня. Также Нацбанк пообещал ввести предельную маржу на курс покупки/продажи (подробнее см. «Фактическая бумажка»). Документ вступил в силу в ноябре. Но НБУ уже принимал аналогичные меры в конце прошлого года (постановление № 353 от 05.11.2008), когда на валютном рынке наблюдалось курсовое ралли. Тогда регулятор запретил банкам менять курс валюты в течение операционного дня, установив предельное значение наличного курса. Но спустя месяц, несмотря на то что курс гривни продолжал падать, все эти ограничения были сняты постановлением № 408 от 01.12.2008. Нынешние ситуативные меры по регулированию валютного рынка многие аналитики и банкиры считают нелогичными. В сентябре стоимость наличного доллара росла, но к ноябрю ажиотаж спал, гривня ревальвировала по сравнению с сентябрьскими котировками. В итоге неясно, чего от подобных нововведений больше: вреда или пользы.

Пожалуй, наиболее одиозной «антикризисной мерой» Нацбанка был мораторий на досрочное изъятие депозитов (постановление № 319 от 11.10.2008). Руководители НБУ долгое время не сообщали, когда мораторий может быть снят. В начале ноября 2008-го глава Нацбанка Владимир Стельмах предположил, что мораторий продлится максимум до конца года. А 4 декабря даже появилось постановление № 413, косвенно отменившее мораторий на досрочную выплату банковских вкладов. Тогда вкладчики ринулись в банки за своими депозитами, но НБУ успел разослать письмо финструктурам, повторно запретив досрочную выдачу банковских вкладов.
Мораторий был отменен только в мае 2009-го постановлением № 282, когда курс доллара стабилизировался и вклады начали постепенно возвращаться в банковскую систему. Трудно оценить, насколько серьезно мораторий подорвал доверие вкладчиков к украинским банкам.
Другой не менее яркий пример регулирования банковской системы в ручном режиме — попытка Нацбанка ввести банковские нормативы резервирования средств на отдельном счете в НБУ. 22 декабря 2008-го постановлением № 442 регулятор ввел следующие правила обязательного резервирования средств банками. Ежедневно на начало дня объем резервов, хранящихся на счете банка в НБУ, должен быть не менее 90% всех обязательных резервов, сформированных коммерческой финструктурой. Затем в течение операционного дня банк может пользоваться этими деньгами, но в начале следующего снова должен перечислить на свой корсчет в НБУ 90% резервов.
Постановлением № 414 от 21.07.2009 НБУ отменил этот норматив и ввел более жесткий: банки должны хранить 40% всех сформированных обязательных резервов на счете регулятора. Пользоваться этими деньгами финструктуры не могут. Спустя месяц НБУ принял новые правила игры: регулятор обязал банки хранить на счетах в Нацбанке не 40% обязательных резервов, а 50%. Кроме того, он вернул требование ежедневно перечислять на счет в НБУ 90% обязательных резервов.

Но в итоге при хранении своих резервов на счете в НБУ банки стали руководствоваться совсем другим документом — постановлением № 512 от 27.08.2009. Ни о каких жестких нормативах хранения денег на нацбанковском счете (в размере 40%, 50% или 90% банковских резервов) в этом документе речь не идет.

Многие постановления принимались Нацбанком в расчете на борьбу с вполне конкретными проблемами. В частности, обязав финучреждения хранить на счете сначала 40% резервов, а потом 50%, Нацбанк боролся с инфляцией. НБУ планировал постоянно изымать из финансовой системы довольно крупные суммы — в конечном итоге сдерживая рост цен. Например, в августе сумма банковских резервов составляла 11,9 млрд грн, из которых банки не могли воспользоваться по меньшей мере 4,76 млрд грн из-за новых требований НБУ.
В июле–августе 2009-го инфляция замедлилась, а в марте–апреле банковские вклады временно прекратили уходить из банковской системы — в тот период когда постановления НБУ, направленные на борьбу с этими явлениями, действовали. Нацбанк приписывает себе смену негативных экономических трендов, но его заслуга в этом сомнительна. В сентябре инфляция даже ускорилась, а в июле–августе цены падали из-за влияния сезонных факторов. Вкладчики перестали изымать деньги из банков только после стабилизации валютного курса, и не благодаря мораторию, а вопреки ему.

 

Без закона и следствия

Большинство резонансных постановлений НБУ, выпущенных в конце 2008-го — 2009-м, не прошли регистрацию в Минюсте, то есть не имели статуса нормативно-правовых документов. Впрочем, отечественные банкиры привыкли к тому, что чиновники заваливают их подзаконными актами, имеющими статус любовной переписки. Тем не менее участники рынка, стремящиеся не конфликтовать с НБУ, руководствуются такими письмами и с особым рвением выполняют выгодные для них требования. Текст моратория на досрочное снятие депозитов сразу после его появления был вывешен практически во всех отделениях банков. Причем на его основании банкиры не возвращали клиентам не только действовавшие, но и истекшие вклады.
Зато невыгодных для финучреждений правил и при этом не требующих их незамедлительного выполнения банки придерживаются не всегда. В частности, это касается постановления о драконовских нормативах резервирования средств. Данные нормы были крайне невыгодны финструктурам: с начала кризиса банкам не хватает ликвидности, поэтому любое изъятие денег из банковской системы разрушительно для нее. Банкиры кое-как сопротивлялись (владельцы ведущих финучреждений провели несколько встреч с руководством НБУ). В итоге необходимость выполнения этих нормативов сошла на нет. И довольно скоро в Минюсте был зарегистрирован документ, также касавшийся хранения банковских резервов на счетах в НБУ, но не предусматривавший никаких жестких нормативов.

 

Управляемый хаос

 

Заваливая банки постановлениями и письмами, НБУ придерживается двух целей. Первая — манипулирование банками и довольно жесткое управление ими. Мнение регулятора для банкиров истина в последней инстанции — его гнева финансисты боятся. Нарушение требований нормативных документов НБУ грозит санкциями, предусмотренными ст. 73 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»: повышение экономических нормативов для банка-нарушителя, наложение штрафов на него и его руководство, лишение банковской лицензии и/или введение временной администрации в финструктуру. Причем банки-нарушители наказываются независимо от того, было ли проигнорированное ими распоряжение НБУ зарегистрировано в Минюсте или нет, утверждают сами банкиры. Таким образом, выпуская очередное постановление, регулятор может держать банки на коротком поводке.

Другая цель, преследуемая Нацбанком, — попытка выработать методом проб и ошибок хоть какую-то антикризисную стратегию. В последний раз украинская банковская система переживала кризис в 1998-м. С тех пор условия работы банков, их количество, размеры существенно изменились. В этих условиях, выпуская все новые и новые постановления, но намеренно не регистрируя их в Минюсте, НБУ отрабатывает антикризисные правила.

Кстати, юридический статус нормативно-правового акта в итоге обретают только вполне лояльные к банковской системе нормативы. В частности, постановление № 469 от 29.12.2008 «О внедрении Национальным банком Украины валютных аукционов» довольно быстро прошло регистрацию в Минюсте и в результате помогло очень многим банковским заемщикам. С начала года НБУ продал на валютных аукционах в пользу заемщиков-физлиц более $1 млрд.

 

Елена ШКАРПОВА, Контракты

Статьи по теме
У НБУ вказали на фактор, який вплине на валютний ринок України найближчим часом
У НБУ вказали на фактор, який вплине на валютний ринок України найближчим часом

Позитивні зрушення в питаннях отримання міжнародної фінансової допомоги повинні посприяти збереженню стійкості валютного ринку України.
27.03 — 560

В ЄС з'являться миттєві банківські перекази: Європарламент прийняв нові правила
В ЄС з'являться миттєві банківські перекази: Європарламент прийняв нові правила

Європарламент проголосував за введення миттєвих банківських переказів на території Європейського союзу.
26.03 — 228

Україна планує продати два державні банки: Меморандум із МВФ
Україна планує продати два державні банки: Меморандум із МВФ

Два державні банки, Сенс Банк та Укргазбанк, готуватимуть до приватизації. До кінця травня буде обрано консультанта, який запропонує комплексний план дій із продажу.
25.03 — 280