Контракты.ua

Автор: Владимир Золотoрев —  1914  —  31.08.11
Снова о реформе налогообложения
Снова о реформе налогообложения

В последнее время как-то очень часто сталкиваюсь с разнообразными идеями относительно того, как нам реформировать налоговую систему. Интернет-общественность проявляет недюжую активность в этом направлении, демонстрируя, подчас, глубокое знание отечественной и зарубежной практики налогообложения.

Конечно, авторы новаций исходят исключительно из благих намерений, думая над упрощением налоговой системы и уменьшением налогового бремени. Кто-то предлагает оставить только НДС, кто-то сосредотачивается на подоходном налоге и налоге на прибыль, как наиболее «оптимальных». Однако, главный вопрос почему-то не рассматривается вообще. В 21-м веке этот вопрос заключается в том, что суть любой налоговой реформы должна состоять в избавлении от налогов.

Давно известно, что любое налогообложение приносит только вред. Налог экономически ничем не отличается от грабежа, являясь так называемым принудительным обменом. В отличие от добровольного обмена, в котором выигрывают обе стороны, в принудительном обмене одна сторона выигрывает за счет другой. В идеальном случае, которого не существует в природе, общественное богатство от такого обмена не изменяется (в то время, как в добровольном обмене, которым мы пользуемся каждый день, оно растет). В реальности же общественное богатство в результате налогообложения уменьшается, ведь даже если допустить, что потребитель налогов получает именно то, что ему нужно и ничего не пропадает по пути, то существуют неизбежные трансакционные издержки.

Поэтому если говорить о налоговой реформе, то только в контексте постепенного избавления от налогов. Этот подход диктует совсем другие приоритеты. Во-первых, нужно избавиться от морока «экономического» подхода к налогообложению, который предполагает, что можно, например, отдельно облагать налогом потребление (НДС) или «излишнее» богатство. Люди, исповедующие этот подход, додумались уже до того, что налоги, оказывается, могут иметь «стимулирующую» роль. На самом деле, никакого смысла, кроме фискального, то есть, кроме «наполнения бюджета» у налогов нет.

Во-вторых, нужно четко понимать, что всегда и при любых условиях налоги платят физические лица и никто больше.

Поэтому суть реформы должна состоять в том, чтобы налогообложение свелось, в итоге, к прямому налогообложению физических лиц, причем в виде подушного налога, после чего налоги могут быть вообще отменены.

Если поиграть в игру «представьте себе, что вы Саакашвили», то в течение нескольких лет нужно было бы сделать следующие мероприятия.

1. Определить точный перечень государственных расходов и зафиксировать его. Этот перечень может только сокращаться.

2. Никаких «внебюджетных фондов», все агенты должны получать деньги только из бюджета.

3. Свести все социальные и пенсионные выплаты в бюджет. Государство должно получать и тратить только через бюджет.

4. Отделить «местные бюджеты» от государственного. Получатель налогов — центральное правительство. Доходы местных бюджетов — доходы местных громад.

5. Отменить все «косвенные», «нейтральные» и прочие, наводящие морок на неокрепший мозг, налоги. 

6. Отменить налогообложение юридических лиц.

7. Запретить государству все вненалоговые доходы, внутренние и внешние займы и т.п.

8. Запретить инфляцию, то есть ликвидировать центробанк.

9. Все налоги на физических лиц заменяются подоходным налогом.

10. Подоходный налог заменяется подушным налогом.

11. Налоги отменяются.

Статьи по теме
Думать глаголами
Думать глаголами

Понимание праксиологии сильно меняет взгляд на социальную реальность. Праксиология учит тому, что в обществе нет статической картины, а есть процессы, направляемые достижением людьми своиx целей.
06.12 — 1720

Объективный характер социальных законов
Объективный характер социальных законов

Мы можем сказать, что определенное поведение индивидов (следование правилу NAP) делает возможным существование системы, которую мы называем “общество”. Этот факт является совершенно объективной закономерностью, его существование не зависит от нашего отношения и нашего мнения. Если индивиды будут вести себя иначе, общество исчезнет.
30.11 — 1406

Полисы, кланы, племена, республики и государство. В чем разница?
Полисы, кланы, племена, республики и государство. В чем разница?

Периодически возникают дискуссии о том, считать ли те или иные образования государствами.  В этих спорах бывает много интересного и полезного, но, как догадывается читатель, их продуктивность могла бы быть выше, если бы участники точнее очерчивали предмет споров.  
22.11 — 1823


Copyright © 2009-2013.
ООО «Газета «Галицкие контракты»