Контракты.ua

1386  —  20.02
Изнутри или извне? Главный вопрос, разделяющий “правых”
Изнутри или извне? Главный вопрос, разделяющий “правых”

В статье Джозефа Салерно неожиданно наткнулся на ясное изложение проблемы «внешнего» или «внутреннего» (относительно общества) происхождения государства. Неожиданно потому, что западные ученые редко смотрят на проблему с этой точки зрения. У нас же, многолетние дискуссии давно убедили меня в том, что это один из главных вопросов как теории, так и практики, если под практикой понимать попытки изменить положение дел.

Действительно, если государство «заводится само» и является органической частью общества, то задачей человека, понимающего, как функционирует эта система, является контроль над ним и попытки минимизировать его функции, сведя их к классическому «ночному сторожу». Огромный массив критических концепций и аргументов явно или неявно подразумевает такое понимание государства.

В практическом смысле, это означает, что государство можно “менять”, назначать ему функции или удалять их. Отсюда, главным методом воздействия на государство является политический метод, с помощью которого можно придать государству необходимый дизайн. Люди, придерживающиеся такого подхода, могут поддерживать и агоризм и просвещение, но для них это всегда будут второстепенные, дополнительные к политическому методы.

Второй подход, в котором государство является внешней по отношению к обществу структурой, означает понимание того, что продуманный дизайн государства, да еще такой, который бы отвечал неким представлениям о его “оптимальной” роли невозможен. Целью государства (конечно же, целью людей, использующих эту систему) является присвоение с помощью силы богатства, созданного обществом и потому, какой либо “редизайн” этого образования попросту не имеет смысла или имеет только локальный, тактический смысл.

В рамках такого подхода, который воспринимает государство как целостное, инаковое и всегда враждебное образование, основными становятся методы воздействия, которые бы, прежде всего, были направлены на то, чтобы ограничить возможности государства к грабежу. Идеальная стратегия в рамках такого подхода - посадить государство на голодную диету, от которой оно скончается.

Поэтому, в этом “внешнем” подходе упор делается на экономические методы - теневая экономика, максимально возможный уход от налогов, максимально возможное игнорирование государственных приказов и хотелок и, конечно же, просвещение.

Для внешнего наблюдателя, да и для многих, кто относит себя к условно говоря “правому” лагерю, разница между этими подходами не видна либо выглядит несущественной. Это неудивительно, так как представители этих двух подходов часто используют одни и те же аргументы. Более того, значительная часть, если не большинство их теоретиков и публицистов “скачет” в своем творчестве между этими подходами. Их объединяет то, что все они считают государство проблемой, а не способом решения проблем, но разъединяет представление о том, что и как с ним нужно делать.

По мере того, как государства во всем мире будут расти и закручивать гайки, актуальность вопроса что же с ним нужно делать будет возрастать. Однако, правильно ответить на этот вопрос можно только ответив на вопрос о природе и сущности государства. Поэтому раскол, который разделяет “правых” будет обостряться.


Статьи по теме
Главный урок эпидемии: человечество больше не может позволить себе государство
Главный урок эпидемии: человечество больше не может позволить себе государство

История с эпидемией COVID-19, которая, судя по всему, близится к своему финалу, содержит в себе несколько важных сведений об обществе, в котором мы живем.
04.06 — 6827

Государства всегда ориентируются на сохранение и рост расходов
Государства всегда ориентируются на сохранение и рост расходов

Паника вокруг нового коронавируса, созданная соцсетями и СМИ, дала государствам повод расширить свою власть. Государства немедленно воспользовались этой возможностью. То, как они это сделали, вызвало у многих удивление и недоумение. В этой колонке я попытаюсь объяснить почему государства действуют именно так.
16.04 — 1795

Право на насилие принадлежит каждому
Право на насилие принадлежит каждому

Сегодня у нас будет небольшая заметка на извечную тему «монополии на насилие». Эта тема важна, поскольку (не)понимание этого вопроса является наиболее распространенной причиной (не)понимания того, как устроено право и где именно в нем прячется государство (и прячется ли вообще).
28.03.19 — 3010