Контракты.ua

363  —  24.12.19
«Президент-симулякр». Новогоднее: власть и реформы
«Президент-симулякр». Новогоднее: власть и реформы

В Украине сложилась старая политическая традиция. Каждый новый президент хочет укрепить институт президента и свой режим личной власти под видом прогрессивных реформ. При этом, никто из них не пытается объяснить народу, зачем ему так много полномочий, и обижаются на встречные вопросы об угрозе узурпации власти или отсутствии внятного публичного плана реформ.


Особенно много подозрений вызывает та спешка или таинственность, с которой возникают эти сырые законопроекты, укрепляющие чью-то власть и богатство, но не имеющие прямого отношения к реформам или демократии. Так поступали бывшие президенты Янукович и Порошенко. На это путь «случайно» вступил и президент Украины Зеленский.

Все эти «рыхлые» законопроекты, которые внезапно «извергаются из недр» Офиса президента Украины от имени Зеленского – о земле, Донбассе, децентрализации, ГБР, прокуратуре и другие, не понятные ни народным депутатам, ни украинскому обществу, и упираются в один и тот же вопрос: где ваша публичная программа реформирования Украины, принятая обществом и которая нуждается в такой концентрации власти. Покажите четкий политический курс, который будет проводится в стране в ближайшие три года. И тогда будет понятен смысл и последовательность, логика проводимых реформ.
Как, например, в тяжелейшем для Великобритании случае с «Брекситом». Борис Джонсон был последователен и честен с британскими избирателями, а не говорил как наш политик, кокетливо, «я вам ничего не должен», а сам, сразу же после выборов, бросился продавать землю, разрушать Конституцию и накапливать власть. Сенсационная победа Консервативной партии Джонсона на последних выборах в Великобритании показала, что избиратели любят и ценят последовательность, ясность и открытость политических целей партий.

Другой пример – многочисленные уличные бунты в Париже, которые являются главной политической проблемой президента Франции, показали, что благодаря «методу Макрона-Зеленского» можно стать даже президентом страны, но нельзя долго обманывать людей или делать то, что не обещал на выборах, чтобы не спугнуть избирателя.

Пока украинское общество еще верит в «добрые намерения» президента Зеленского, но оно явно не намерено терпеть над собой квази-реформы методом «проб и ошибок» или в результате каких-то тайных договоренностей с зарубежными «пользователями». Нельзя начинать любую реформу, не зная ее вероятных результатов и непредсказуемых последствий для страны. Тем более, нельзя экспериментировать с Украиной, особенно во время войны с могущественным соседом, который использует любой промах украинской власти в своей стратеги «управляемого хаоса».

Легкомысленное отношение окружения украинского президента к общественному мнению и «качеству выпускаемой продукции» – от скандальных заявлений, кадровых назначений, до откровенно слабых законопроектов – может привести к политической «дереализации» Зеленского, когда народ перестанет замечать, обращать внимание на своего президента, а не просто критиковать или издеваться в фотожабах над ним и его друзьями, «фриками-самокатчиками». Мы ведь не хотим, чтобы вместо вечно жизнерадостного президента Зеленского было «пустое место», заполняемое энергией и жадностью его окружения? А «президент-симулякр» Зеленский – это для судьбы украинского государства гораздо хуже, чем президент-уголовник Янукович или президент-олигарх Порошенко.

Отсутствие честности и открытости в «реформаторских играх» власти с народом – слишком рискованный стиль управления страной, измученной войной и тяжелым экономическим кризисом.
Кажется, что пока в Офисе президента нет ни одного влиятельного «политика», который бы понимал, что любая самая благая реформа, не обеспеченная народной поддержкой закончится плохо, как для ее инициаторов и таинственных «выгодополучателей», так и для Украины. Никто из самоуверенных менеджеров, продюсеров и бизнесменов в Офисе президента до сих пор не понял простой истины, что условием успеха любой реформы является не внезапность или скорость принятия решений, а ее легитимность в глазах народа, без чего невозможно терпение и мобилизация украинского общества, особенно на первом, тягостном этапе реформирования. Отсутствие легитимности проводимой реформы не менее опасно, чем ее провал.

И тогда уже никто, кроме «всесильного» президента-симулякра и его необычного окружения не будет нести персональную ответственность за очередной острый социально-политический кризис в стране, при угрюмом ожидании, измученного реформаторскими экспериментами народа.

Автор: Виктор Небоженко, политолог

Статьи по теме
Исторический перекресток путинской России. Четыре пути
Исторический перекресток путинской России. Четыре пути

Наконец-то Путин дошел то того места, когда придется выбирать, куда идти его России. Условия выбора очень тяжелые – Путин 20 лет правил страной. А сейчас ему приходится делать тяжелый выбор в условиях глубокого социально-экономического кризиса России и международной изоляции.
21.01 — 264

Критерии отбора: какой премьер-министр нам нужен
Критерии отбора: какой премьер-министр нам нужен

Анатолий Амелин, экономист: Был спор с уважаемым человеком о критериях отбора Премьера. Важно понимать, что с каждым годом у Украины запас прочности сокращается, и мы уже почти на дне.
20.01 — 299

«Трехглавый» Кабмин: почему президенту не нужен сильный премьер?
«Трехглавый» Кабмин: почему президенту не нужен сильный премьер?

Виктор Небоженко: Конечно, это очень неприятно, что в кабинете у премьер-министра Украины Гончарука происходит успешная организация «прослушки» и утечка конфиденциальных разговоров. Это гораздо хуже, чем само содержание этих непрофессиональных и пустых разговоров – пропадает место встречи элиты и теряется доверие к участникам таких встреч.
17.01 — 310