Контракты.ua

2214  —  07.05
Человек как фактор, или Любой ценой
Человек как фактор, или Любой ценой

Когда после очередной трагедии говорят о «человеческом факторе», становится быстро понятно, что других-то факторов, в общем, и нет. О том, что мир меряется человеческой меркой, было известно по крайней мере двадцать пять веков назад, когда Протагор заявил свое знаменитое: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Причем человек не только мера, он же и измеритель.

Гибель людей при посадке самолета в аэропорту Шереметьево не стала исключением. Еще до заключения специалистов о причинах беды, как это водится, были розданы оценки и прозвучали объяснения. И степень их совпадения с реальными обстоятельствами интересует далеко не всех, кому-то важнее успеть первым предложить свою мерку.

В случае с «Суперджетом» человеческого действительно больше, чем в подобных несчастных случаях.

Начать с того, что SSJ 100 изначально был «президентским» проектом: российская машина должна была потеснить на мировых рынках лидеров в сегменте региональных пассажирских самолетов – канадскую компанию «Бомбардье» и бразильскую «Эмбраер». Что это значит в российских условиях, понятно: средств и административных усилий по продвижению проекта не жалели, политика опережала экономику. Итальянская Alenia Aeronautica вошла соакционером в компанию по продаже будущего чуда техники, и Берлускони, друг Путина, поучаствовал в рекламе наряду с президентом России. Правда, в Италии все обстоит несколько иначе, чем в России: если SSJ 100 буквально навязывались российским авиакомпаниям, в Италии на конкурсе национального авиаперевозчика Alitalia «Суперджет» проиграл опытному бразильскому конкуренту. Сырую машину покупатели брать не хотели.

Чисто человеческим фактором объяснили крушение SSJ 100 в Индонезии в 2012 году во время демонстрационных полетов: в сложной горной местности неслаженно сработали экипаж и диспетчеры. Но по репутации и без того проблемной техники был нанесен серьезный удар, да еще и Владимир Путин стал охладевать к проекту: его подвели, а национальный лидер такого не любит. На горизонте замаячил другой любимец российских властей: МС-21, расшифровывается все это ни много нимало «Магистральный самолёт XXI века», новая бездонная бюджетная бочка. На все амбициозные проекты денег не хватит, и не хватать стало именно «Суперджету», хотя в него уже ввалили к тому времени около двух миллиардов долларов.

Потом по самолету ударил и другой любимый путинский проект – аннексия Крыма с последующим вторжением на Донбасс. Поскольку львиную часть комплектующих закупали за рубежом, режим санкций сделал проблемным изготовление и ремонт техники с большой долей импорта. Человеческий фактор? Вполне.

В нынешней истории тоже много моментов, где наверняка не обошлось без пресловутого фактора. Почему «Суперджет» оказался в центре стихии, хотя была возможность избежать вхождения в грозовое облако? Почему удар молнии вывел из строя бортовую электронику, хотя современные самолеты к такого рода случаям обычно хорошо подготовлены? Почему садились с полными баками горючего, сильно увеличивая вероятность аварии: тяжелую машину трудно сажать вручную, а риск воспламенения возрастает. Почему пилоты не смогли осуществить чистую посадку, хотя их этому учат: именно в результате «козления», прыжка самолета после первого прикосновения к взлетной полосе, подломилась правая стойка шасси и начался пожар. Почему самолет, совершающий аварийную посадку в одном из главных аэропортов России, не встречали спасательные службы, а «взлетка» не была залита пеной, препятствующей воспламенению? И хотя паника на борту наверняка увеличила число жертв, это самый человеческий из факторов, который почему-то больше всего обсуждается, тут как раз сложно винить людей, оказавшихся лицом к лицу со смертью.

Нисколько не преуменьшая российской специфики трагедии, следует указать, что в тот же день, когда случилась катастрофа в Шереметьево, The Wall Street Journal опубликовал статью о том, что руководству компании «Боинг» были известны проблемы в управлении самолетом Boeing 737 MAX задолго до катастроф в Индонезии (29.10.2018, 189 погибших) и в Эфиопии (10.03.2019, 157 погибших). Лишь после эфиопского случая авиастроители стали откровеннее с авиакомпаниями, приобретающими их продукцию, а в систему управления были внесены необходимые коррективы. Репутации «Боинга» нанесен огромный урон, но вряд ли от этого легче родным и близким погибших.

Сейчас в разработке машин все большую роль играют машины, и нередко управляют созданными машинами тоже в значительной степени не люди. Исключите из всех процессов людей – вот и не станет человеческого фактора. Но тогда не станет и человека. Немыслимая цена.

Как тут не выпить, без тоста.

Налил и немедленно выпил – Леонид Швец

Статьи по теме
Страна победившего ОМОНа, или Чем Путин хуже Мадуро?
Страна победившего ОМОНа, или Чем Путин хуже Мадуро?

«Убеждён, работая на этом высоком посту, он принесёт большую пользу стране, и россияне будут иметь возможность оценить человеческие и деловые качества Путина», - эти слова Борис Ельцин произнес двадцать лет назад, 9 августа 1999 года. У россиян было предостаточно времени, чтобы оценить человеческие и деловые качества Путина.
12.08 — 1922

Россия должна быть свободной, или…
Россия должна быть свободной, или…

В оценке субботних событий в Москве много скепсиса, особенно у украинцев, и хватает эйфории, прежде все у россиян. Не впадая в крайности, следует отметить, что признаки активной гражданской жизни всегда лучше, чем кладбищенский верноподданнический покой.
28.07 — 2128

Отложенный удар, или Привет Путину из Харькова
Отложенный удар, или Привет Путину из Харькова

Не успели все порадоваться, что президент Соединенных Штатов в последний момент отозвал удар по Ирану, как Дональд Трамп заявил, что журналисты его неправильно поняли. Удар не отменен, он отложен.
23.06 — 4346