Контракты.ua

3102  —  27.12.18
Нарушая этатистский консенсус или Откуда взялось либертарианство?
Нарушая этатистский консенсус или Откуда взялось либертарианство?

К середине 50-х годов классический либерализм оказался в странной ситуации — он исчез. При этом, исчез он очень интересным образом — он победил. Это странное исчезновение либерализма долгое время оставалось незамеченным. Фукуяма написал об этом почти через 40 лет после того, как это произошло, правда у самого Фукуямы либерализм победил еще в 1806 году.

Программа классического либерализма или, по крайней мере, значительная ее часть, была выполнена. Люди в «цивилизованном» мире получили правовую защиту государства, возможность защищать свои права в суде, само государство было организовано согласно принципу разделения властей. Либеральные основы государства были закреплены в конституциях, они провозглашали неотъемлемые права граждан и собственный приоритет перед законодательством, что должно было гарантировать соблюдение этих прав. В «цивилизованных странах» люди получили всеобщее избирательное право, женщины получили равные права с мужчинами. Была гарантирована и на практике почти всегда соблюдалась свобода совести, свобода слова и свобода печати. Граждане получили право не только голосовать, но и участвовать в политике, создавая партии. Законы и конституции гарантировали право собственности и возможность заниматься частным бизнесом. На «международной арене» свободные страны вышли победителями из войны с коалицией авторитарных стран, победители создали институт, призванный решать международные проблемы — ООН.  Распалась колониальная система, бедные страны начали получать финансовую и техническую помощь от богатых. 

Однако, несмотря на адаптацию либеральной политической доктрины большинством западных государств, это никак не помешало (а во многом и помогло) распространению левых идей и политик. Первый рывок был сделан во время Первой мировой. Великая депрессия нанесла по свободе еще один удар, который закрепила Вторая мировая.

Несмотря на либеральные институты, государство все более разрасталось, а свобода индивида все более сокращалась. В 60-70-е либеральные государства превратились в то, что западные либертарианцы называют warfare\welfare state — государство, которое за счет высоких налогов и регулирования содержит голосующие за него «народные массы».

Все больше сторонников свободы чувствовали необходимость в новом самоопределении. Нужно было отделиться от «либералов» и разобраться с тем, что же не так с классическим либерализмом.

Этот процесс начался в США, что, в общем, неудивительно, так как там слово «либерал» было уже узурпировано леваками из Демократической партии. Кстати, в Европе до относительно недавнего времени слово «либерализм» понимали  в его настоящем значении. В 1946 году, Леонард Рид, автор замечательного эссе «Я - карандаш» создал Foundation for Economic Education. Он же первым назвал свои взгляды новым словом - «либертарианство».

Либертарианцы принялись за ревизию наследия классического либерализма. Нужно сказать, что либерализм не является каким-то «учением», которое призвано рассказать нам как нужно жить и которое содержит в себе рецепты «светлого завтра». Здесь нет никакой священной книги вроде «Капитала» и нет пророков вроде Маркса. Либеральная доктрина возникала из сопротивления монархическому государству, а затем полемики с теми, кто хотел превратить это государство в тотальную машину — социалистами и коммунистами. Более того, критика «либеральных реформ» 19-го века во многом принадлежит самим либералам вроде Токвиля и Спенсера, которые понимали, к каким последствиям все это приведет.

Тем не менее, процесс ревизионизма, который продолжается и поныне, позволил увидеть ошибки классических либералов. Либертарианцы не будут числить среди своих предшественников Джона Стюарта Милля или Бертрана Рассела. Им ближе деятели англосаксонского консерватизма вроде Эдмунда Берка. Они скептически относятся даже к Адаму Смиту, благословившему трудовую теорию стоимости, которая стала основной экономической доктрины Маркса. Зато либертарианцы считают одним из первых «правильных» экономистов Фредерика Бастиа, который в острой полемической форме выражал экономические истины, до сих пор недоступные не только политикам, но и многим «профессиональным» экономистам.

Процесс ревизионизма позволил выделить в мировой философии позиции, которые все вместе приводят к либертарианской идее. Этот процесс также позволил сформулировать важнейшие принципы, которые позволяют по-новому взглянуть на общество и его эволюцию.

Долгое время философия свободы не была неким самостоятельным течением. Мы встретим лишь отдельные фрагменты этой философии у древних греков или у средневековых европейских теологов. В какой-то степени, это неудивительно, потому, что сама идея свободы — это сравнительно новая идея.

Людям свойственно переносить на мир собственный опыт и это, как правило, опыт упорядоченной, целенаправленной деятельности в собственных интересах. Поэтому, самое первое описание мира — это мир, который создан по замыслу и продолжает изменяться по замыслу тех, кто его создал. Это мир языческий, в котором боги, как правило, «отвечают» за некоторые стихии, но они используют свое положение в собственных интересах. В этом мире нет закона, нет правил, есть только соперничающие между собой воли и ситуативные соглашения.

Древний Рим для нашей темы важен, прежде всего, своим правом и пониманием его как универсального порядка. Греческие философы не осуждали рабство. Они считали, что если рабов не будет, то некому будет работать и все погибнут. Заслуга римских юристов в том, что они обнаружили, что невозможен совместить рабство и  универсальный правовой порядок. Человек всегда принадлежит сам себе и это есть не какое-то благое пожелание, а просто аналитический факт.


Окончание следует

Статьи по теме
Электрическое государство – еще более продвинутый способ мешать людям жить
Электрическое государство – еще более продвинутый способ мешать людям жить

Пишут, что у Зеленского озаботились созданием электрического государства. Зеленский собрал экспертов организации «Коаліція електронної держави” для обсуждения плана “Держава у смартфоні”, который предполагает перевод 90% всех государственных услуг онлайн к 2024 году.
13.06 — 3354

Скотный двор или Народное хозяйство
Скотный двор или Народное хозяйство

Вероятно, есть разные пути, которые ведут к либертарианству. Но, в любом случае, на этом пути вам не избежать двух принципиально важных шагов.
06.06 — 2228

Чем солдат отличается от человека или Где (не) работает теория игр
Чем солдат отличается от человека или Где (не) работает теория игр

Автор этих строк «проходил» теорию игр в ее применении ко всяким военным упражнениям. Честно говоря, не знаю, используют ли ее сейчас для планирования и оценки тех или иных операций и насколько успешны сами кейсы ее применения, но тогда ТИ была достаточно новомодным инструментом и выглядела весьма убедительно.
13.05 — 2348