Контракты.ua

3680  —  30.06
Если завтра война: почему НАТО не готов к битве с РФ в Балтии
Если завтра война: почему НАТО не готов к битве с РФ в Балтии

Спустя почти три десятилетия по окончании холодной войны НАТО и Россия опять смотрят друг на друга с подозрением, однако начать войну им теперь сложнее.

Новый театр потенциальных боевых действий оказался к ним попросту не очень готов. В западной прессе были опубликованы материалы, в которых говорится об опыте развертывания, ротации и снабжения четырех батальонных боевых групп в Восточной Европе. Пишет ВВС Украина

В рамках операции “Расширенное передовое присутствие“ в Эстонии развернута боевая группа, состоящая в основном из британских, а также датских военных. В Латвии развернута группа, которую возглавляют канадцы, но также представлены военные из Испании, Италии, Польши, Словении, Албании и Словакии.

Группу НАТО в Литве возглавляет немецкий контингент, которому приданы военные из Хорватии, Франции, Голландии и Норвегии. Четвертая группа дислоцирована в Польше, и ее возглавляют американцы при поддержке британцев, хорватов и румын.

Главной задачей этих групп, как заявлялось изначально, является сдерживание наступления российских войск до подхода подкреплений. В опубликованных материалах говорится, что задачи выполнять чрезвычайно трудно, прежде всего, из-за бюрократических и юридических несоответствий разных стран, различных технических стандартов на транспорте, но главное - неразвитой транспортной инфраструктуры.

Закон суров

Американская газета The Washington Post опубликовала большой материал, главная мысль которого - в случае начала боевых действий в странах Балтии - Эстонии, Литве и Латвии - подкрепление натовских войск не сможет прийти вовремя, чтобы отбить российское наступление. “Если ты не доберешься туда за 45 суток, ты опоздал на войну.

Иногда мы можем двигаться с военными темпами, но в целом мы далеки от этой нормы“, - цитирует издание слова генерал-майора Стивена Шапиро, который отвечает за передвижение американских войск в Европе. Читай также: Германия не будет отзывать своих военных из Балтии В качестве примера он привел историю с возвращением в Германию к месту постоянной дислокации американской роты с техникой после учений в Грузии. Маневры закончились 15 августа, но техника вернулась в Германию только в декабре.

По его словам, военные столкнулись с тем, что в Венгрии железнодорожные правила запрещали транспортировать по железной дороге технику так, как предписывали правила в Румынии, и тяжелые бронетранспортеры Stryker пришлось укреплять на платформах заново. В другом случае работник железной дороги остановил эшелон в четверг, а потом взял выходной в пятницу в дополнение к обычному уик-енду. Пришлось его ждать. И это не только мнение одного генерала.

Издание Business Insider UK рассказывало в январе, как американскую колонну из шести тягачей с самоходными гаубицами M109 Paladin на платформах остановили на границе с Германией полицейские, которые придрались к нарушению нескольких правил транспортировки грузов. Но дело, разумеется, не только в бюрократических или административных препонах - вряд ли немецкие полицейские стали бы останавливать самоходки, которые перебрасывали бы на фронт в случае войны.

“Бутылочное горлышко“

Проблема заключается в том, что предполагаемый театр боевых действий в случае начала войны с Россией может оказаться на территории стран Балтии. Один из сценариев, которые рассматривают на Западе - захват Россией Эстонии, Литвы или/и Латвии.

В эти странах дислоцированы примерно 3,5 тысячи натовских солдат с техникой, которые должны продержаться до прихода подкреплений из Польши и Германии. Эти подкрепления будут вынуждены проходить сквозь так называемый “Сувалкский коридор“ - узкую полоску польско-литовской границы, расположенной между Калининградской областью России и российским союзником Белоруссией.

Главной проблемой этого коридора является то, что он простреливается оперативно-тактическими ракетами с территории российского эксклава, но есть и еще одна. Через это коридор проходят два шоссе и одна одноколейная железнодорожная ветка.

Одно из шоссе, как пишет The Washington Post, настолько узкое, что там не всегда есть разметка, разделяющая полосы, а второе - дорога местного значения. В случае начала войны заторы на них неизбежны, считают журналисты.

Театр “Холодной войны“

Во времена холодной войны в системе обороны НАТО от стран Варшавского договора тоже было одно “бутылочное горлышко“, так называемый Фульдский коридор - область в немецкой федеральной земле Гессен. Проблемой это, правда, было для СССР, которому пришлось придумывать, как лучше преодолеть эту узкость своими танками - это была единственная танкодоступная местность между горными массивами на границе ГДР и ФРГ.

В НАТО понимали, что именно там и будет проходить генеральное наступление Советской армии и союзников, и потому старалось особо тщательно ее оборонять. Проход прикрывался 11 бронекавалерийским полком (танковой частью) армии США, в чью задачу входило удерживать проход до прибытия подкреплений.

Считается, что именно в рамках подготовки к обороне этого прохода были созданы ударные вертолеты AH-64 Apache, штурмовики A-10 Thunderbolt и другое вооружение. При этом во времена холодной войны США с 1969 по 1993 год ежегодно, а то и по два раза в год проводили операцию под кодовым названием REFORGER (сокращенно от Return of Forces to Germany - возвращение войск в Германию).

В рамках этой операции каждый год они отрабатывали переброску в Европу войск численностью примерно в дивизию. Делалось это ровно для того, чтобы отработать слаженные действия всех тыловых частей, военной полиции, снабжения и прочих служб, которые, не участвуя в войне, оказывают решающее влияние на исход боевых действий.

Одной из главных задач частей, которые сейчас находятся в Европе на ротационной основе в рамках программы “Расширенное передовое присутствие“ НАТО, также заключается в том, чтобы заставить работать тыловые механизмы военной машины Североатлантического альянса в Европе.

Обустройство

Очевидно, что “бутылочное горлышко“ “Сувалкского коридора“, и без того крайне уязвимое из-за своего размера, создает еще большие проблемы для НАТО из-за плохо развитой дорожной сети. Пропускная способность железной дороги и двух небольших шоссе крайне невелика. А железнодорожная колея Литвы еще и отличается от польской.

Судя по сервису Google Street view, на одном из шоссе - DK16 - дорога выглядит отнюдь не как скоростная автомагистраль.

В странах Балтии в настоящее время разрабатывается проект строительства скоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая должна связать Польшу и пройти через “Сувлакский коридор“ в Литву и далее в две другие бывшие советские республики. Правда, на сайте проекта говорится только об экономических целях и задачах этого транспортного проекта.

25 июня интернет-издание Defense News опубликовало материал, в котором также говорится, что самым важным инструментом, обеспечивающим успех сдерживания в Европе, становятся линии снабжения.

Это касается не только физического состояния инфраструктуры - дорог, портов, аэродромов, но также и административных и юридических вопросов, которые, как отмечает издание, будут рассмотрены на заседании Совета Европы в конце июня и саммите НАТО в июле.

А что с Россией?

По мнению военного эксперта заместителя главного редактора “Ежедневного журнала“ Александра Гольца, военные из стран НАТО в преддверии саммита могут специально сгущать краски с тем, чтобы добиться финансирования этих работ.

При этом, по его словам, в расчет совершенно не берется тот факт, что от несовершенства транспортной инфраструктуры будут страдать все - и обороняющиеся, и наступающие. “Более или менее очевидно, что противнику придется наступать по тем же самым коммуникациям“, - отмечает эксперт.

В России ситуация с дорогами, ведущими в страны Балтии, ненамного лучше. В Эстонию через реку Нарву ведет один автомобильный мост и еще один железнодорожный.

В Латвию через границу идут две крупных дороги, а в Литву - два шоссе из Калининградской области. Похоже, новый театр готов к боевым действиям еще хуже, чем предыдущий, времен холодной войны. Разумеется, есть еще возможность наступления на страны Балтии с территории Белоруссии, и прошлогодние учения Запад-2017 заставили понервничать европейских военных.

Собственно, на этих маневрах Россия также отработала быструю переброску войск в Беларусь, однако о том, насколько это у нее получилось, сказать сложно - российские военные ни с кем не стали делиться результатами учений. Впрочем, свои войска в Беларусь из России перебрасывать по железной дороге намного проще, чем в Литву из Польши, из-за того, что в бывших советских республиках сохраняется одинаковый размер колеи.

Кроме того, Гольц считает, что “в ближайшие два-три года ни у России, ни у НАТО не будет достаточно сил для проведения широкомасштабных операций по захвату больших территорий“. А по словам старшего научного сотрудника центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Василия Кашина, России и вовсе не имеет смысла начинать войну, в которую рано или поздно втянется весь Североатлантический альянс.

“Если Россия захочет их [страны Балтии] занять, она их займет. Большинство оценок сводятся к этому. Другой вопрос, что после этого она все равно столкнется с объединенной военной мощью НАТО, и дела для нее будут обстоять печально“, - считает он.

При этом Кашин считает, что в любом случае серьезную готовность НАТО к конфликту в этом районе можно было бы определить по началу радикального обновления дорожной инфраструктуры в “Сувлакском коридоре“ и странах Балтии.

BBC Украина

Статьи по теме
США доставили в Германию крупную партию боеприпасов
США доставили в Германию крупную партию боеприпасов

Это крупнейшая поставка такого рода за 20 лет – со времен бомбардировок Югославии силами НАТО. На базу Рамштайн было доставлено около 100 контейнеров с боеприпасами.  
28.10 — 1132

В Нидерландах задержали российских шпионов
В Нидерландах задержали российских шпионов

В Нидерландах задержали двух российских шпионов, намеревавшихся получить данные из химической лаборатории в швейцарском Шпице, которая расследует химические атаки Сирии и Британии.
14.09 — 1712

Из польского МИДа уволили всех выпускников МГИМО
Из польского МИДа уволили всех выпускников МГИМО

За последние годы Министерство иностранных дел Польши обновилось почти полностью, из ведомства ушли выпускники Московского госуниверситета международных отношений (МГИМО).
10.09 — 2635


Copyright © 2009-2013.
ООО «Газета «Галицкие контракты»